ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

Г. А. СЕЛИВАНОВ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ «ВЕКАМИ НАКОПЛЕННОЙ НЕНАВИСТИ» В ОЧЕРКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ТРИ ДНЯ В ДЕРЕВНЕ» Говоря о сильных сторонах русской революции, отразив ­ шихся в произведениях Л. Н. Толстого, В. И. Ленин 1 ука зал на главную из них — на веками накопленную ненависть рус­ ских крестьян против помещиков, чиновников и против всей системы физического и духовного порабощения низов. Вме­ сте с тем он, как известно, обратил внимание также на с л а ­ бые стороны писаний Л. Н. Толстого. Язык — самый объективный свидетель того, как нена­ висть низов накапливалась, в каких словесных формах нахо ­ дила наиболее яркое выражение. В каждом жанре ли т ер а ­ турной речи эти формы различны. В то же время в них опоз­ нается и общее — словоупотребление, наиболее точное и меткое там, где протест против социальной несправедливо­ сти достигает наибольшей силы. Из истории известно, что XVII век с его двумя грандиоз­ ными крестьянскими войнами прошел в жестокой борьбе рус­ ских крестьян, казачьей голутвы и «ясачных» людей против утверждавшегося в Росси крепостничества и единодержавия. Документы, д аж е специально обработанные дьяками и подь­ ячими, сохранили многочисленные формулы, термины и це­ лые фразы, характеризующие крайне бедственное положение «людишек и крестьянишек». «Бродим все в миру»,— ж а лую т ­ ся они в челобитной Ф. М. Челищеву (Котк., Панкр. Источн., 233) 2. В другой челобитной сообщается о том, что в Р ж е в ­ ском уезде хлеба «купить не добыть» (Указ. изд., 199). Одна фраза в крестьянских ж алоб ах горше другой: «нужа имет», «насилу ис поля в поле перешли» (166), «взяла засуха» ■(230), (Гр-ки, № 143) 3. Все это объясняет, почему от жалоб и просьб русский крестьянин переходит к топору. Он уже не «бьет челом и плачется», а организуется, «совокупясь едино­ мысленно» в «большие собрания» и действует. Из документов известны красноречивые обороты, х а р а к ­ теризующие «отчаянную решимость», стремление смести до 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=