ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

■ Существительные лица имеют широкое обобщающее зн а ­ чение и служа т иногда для характеристики представителей различных социальных групп для создания контраста: «Сна­ чала подошли к свящ еннику и приложились к кресту, смотри­ тель, потом помощник, потом надзиратель, потом, напирая друг на друга и шепотом ругаясь, стали подходить арестан­ ты. ...Священник, разговаривая с смотрителем, совал крест и свою руку в рот, а иногда в нос подходившим к нему аре­ стантам, арестанты же старались целовать и крест и руку свящ енника (стр. 139). Еще пример: «Но красавец и силач Филипп тотчас же скрыл свое движение нетерпения и стал покойно делать то, что приказывала ему... вся фальшивая княгиня Софья Васильевна» (стр. 98). Существительные красавец, силач резко усиливают контраст в описании ис­ сохшей, желтой, фальшивой Корчагиной. Интересно, что существительное арестант у Толстого упо­ треблено в значении — человек, содержащийся под арестом. В настоящее время с таким значением это слово почти не употребляется. В словаре Ожегова стоит помета — устарев ­ шее. Употребляется же слово арестант в современном рус­ ском языке ка к бранное, презрительное, синонимичное слову разгильдяй. Встречается у Толстого и такое употребление книжных существительных, когда в определенном контексте они теря ­ ют свою книжность и приобретают сниженную стилистиче­ скую окраску. Например: «Бунтовщица развешивала у печи тряпки, служившие пеленками» (стр. 135). Таким образом, суффиксальные существительные со зн а ­ чением лица в романе JI. Н. Толстого «Воскресение» служат: 1) средством выражения иронии, 2) средством создания официально-делового, протокольного стиля, 3) средством со ­ здания и усиления контраста. Совершенно справедливо отмечает Вл. А. Ковалев: «В аж ­ нейшей чертой стиля художественной прозы Л. Толстого я в ­ ляются контрастные сопоставления. Противопоставляя л ож ­ ное и правдивое, отвратительное и прекрасное, несправедли­ вое и справедливое, фальшивое и настоящее, условное и безусловное, Толстой утверждает и подчеркивает то, что счи­ тает нужным и лучшим» '. Определенную функцию в создании этих контрастных со­ поставлений несут личные суффиксальные существительные. I 1 См.: «Очерки по стилистике русского языка». Под редакцией JC И. ,Былинского. Изд-во МГУ, 1059, стр. 62. 3* 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=