ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].
3. И. ФРОЛОВА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЛИЧНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬ НЫХ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Вероятно, до сих пор остается верным замечание А. М. П ешков ско го ', что стилистические возможности мор фологии очень ограничены. «И все-таки для стилистики в а ж но установить, нет ли грамматических категорий и форм, которые имеют специфическое назначение, будучи допусти мыми в одних стилях речи и недопустимыми —•в других» 2. Мы пытались установить, какую стилистическую функ цию несут суффиксальные существительные лица в романе Л. Толстого «Воскресение»3. При обследовании романа мы выявили 154 существительных л и ц а 4. 'Э т и существительные образованы посредством очень, разнообразных суффиксов. Например, с суффиксом -тель. существительные типа об винитель, председатель, заседатель, надзиратель придают изложению официально-деловой характер. Например: «Н а чалось перечисление свидетелей, удаление свидетелей» (стр. 34). «Потом председатель спустил, рукава и предложил с в я щеннику привести заседателей к присяге» (стр. 29). Описывая судебное разбирательство, Л. Толстой употреб-. ляет такие существительные: зритель, фокусник. Царский суд в описании Толстого — развлекательное зрелище, коме дия. Именно это подчеркивают названные существительные. «Он (председатель) не взглядывал на судей и зрителей, вни мательно смотрел на скамью, которую обходил» (стр. 28). «И стал с жестами фокусника вынимать по одному билетику, раскатывать и читать их» (стр. 29). На наш взгляд, в романе «Воскресение» Л. Толстой часто заменяет имена собственные существительными лица. Осо- 1 А. М. П е ш к о в с к и й. Вопросы методики родного языка, лингвисти ки и стилистики. М., 1930. 2 А. Н. Г в о з д е в . Очерки по стилистике русского языка, М„ 1955, стр. 136. 3 Л. Н. Т о л с т о й . Воскресение, «Художественная лит-ра£, 1966. 4 Перечень существительных лица прилагается. 3—1753 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=