ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

ко они зар аж аю т читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства» (15, 86). , Обращ ает на себя внимание порядок расположения ан ­ тонимов внутри пар. В большинстве случаев вначале даются слова с положительной оценкой, или позитивные, а затем идут отрицательные, или негативные слова: «По-русски по­ ступок может быть добрый, хороший или недобрый и нехо ­ роший; музыка может быть приятная и хорошая, и непри ­ ятная и нехорошая, но ни красивою, ни некрасивою музыка быть не может» (15, 56). Если антонимам, несущим положительную оценку, пред­ шествуют антонимы с отрицательным значением, то части предложения со словами, вступающими в антонимичные от­ ношения, соединяются, к ак правило, противительным сою­ зом: «То же и с искусством: извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понят­ но всем» (15, 135). Такое расположение антонимов помогает художнику слова заострить внимание на смысле второй ч а ­ сти высказывания, т. е. в той части, которая заключает в се­ бе положительную оценку. Симметрическое расположение антонимов в тексте, если их несколько пар, не составляет особенность стиля только Л . Н. Толстого. В этом следует усматривать определенную закономерность, которая объясняется противоположностью значений слов-антонимов. Основными стилистическими фигурами, характерными для стиля публицистики JI. Н. Толстого, являю тся антитеза и акротеза. Прием параллельного использования антонимов дает возможность публицисту подчеркнуть контрастность описываемых явлений, резче противопоставить положитель­ ное отрицательному.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=