ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

JI. Н. Толстого следует считать такж е наличие в одном пред­ ложении нескольких пар антонимов. Стремление Л . Н. Толстого понять самую сущность яв ­ ления, глубоко проникнуть в философию решаемых им во- i просов и обусловило в какой-то степени концентрированное использование антонимов. Так, рассуж дая о смысле собст­ венной жизни, Л. Н. Толстой пишет: «И вспомнив то, как те же самые верования отталкивали меня и казались бес­ смысленными, когда их исповедовали люди, жившие против­ но этим верованиям, и как эти ж е самые верования пр и вл е ­ кали меня и показались мне разумными, когда я видел, что люди живут ими, — я понял, почему я тогда откинул эти ве­ рования и почему нашел бессмысленными, а теперь принял их и нашел полными смысла» (16, 138— 139). П ервая пара антонимов отталкивали — при вл е ка ли логически" соотносятся с антонимами второй части предложения откинул — принял, а вторая пара бессмысленные — разумные затем представ­ лена в трансформированном виде: бессмысленные — полные смысла. Типичным для публицистики Л. Н. Толстого является параллельное употребление антонимичных пар. Например: «То ж е самое и во всех искусствах: чуть-чуть светлее, чуть- чуть темнее, чуть-чуть выше, ниже, правее, л евее — в живо­ писи; чуть-чуть ослаблена или усилена интонация — в д р ам а ­ тическом искусстве, или сделана чуть-чуть раньше, чуть-чуть позже, чуть-чуть недосказано, пересказано, преувеличено в поэзии, и нет зараж ения» (15, 157); «Посредством искусства могут быть переданы самые возвышенные и добрые и самые низменные и дурные чувства» (15, 392). П араллельное использование антонимов позволяет объем­ нее охарактеризовать предмет, явление, показать наличие контрастных признаков в самой природе вещей. Например: «С тех пор, к ак мы знаем жизнь людей, всегда были власт­ вующие и подчиненные, богатые и бедные» (15, 397). Л . Н. Толстой иногда заостряет внимание на полярности описываемых им явлений, д ав ая вначале общую их х ар ак те ­ ристику. Например: «Эффекты эти во всех искусствах состо­ ят преимущественно в к о н т р а с т а х : в сопоставлении ужасного и нежного, прекрасного и безобразного, громкого и тихого, темного и светлого, самого обыкновенного ччи самого необычайного (15, 142); '«Чувства, с а м ы е р а з н о о б р а з - ц ы е, очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные,' очень дурные и очень хорошие, если толь- 0 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=