ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

Кроме акротезы выделяются еще амфитеза и диатеза — стилистические фигуры, основанные на антонимах Сущест­ венный признак амфитезы тот, что в ней утверждаются оба противоположных явления или оба признака, и явление или признак таким образом охватывается полностью. Например, в статьях Л . Н. Толстого противоположные по значению слова ребенок — старец, глупы й — мудрейший, образован­ ный— необразованный в особой синтаксической конструкции приобретают значения «всех», «всем»: «'Вопрос . мой — тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца...» (16, 111); «Все это чувства, доступные и русскому мужику, и китайцу, и аф ­ риканцу, и ребенку, и старцу, и образованному, и необразо­ ванному» (15, 194). Д и а теза представляет собой утверждение среднего при­ знака действия, путем отрицания противоположных тризна-, ков. В следующих предложениях средний признак, который лексически не выраж ается, назван через отрицание проти­ воположных признаков. Например: «Все же остальное ис­ кусство, передающее чувства, доступные только некоторым людям, будет считаться не важным и не будет ни осуждать­ ся, ни одобряться (15, 214). Сочетания «ни осуждаться», «ни одобряться» синонимичны сочетанию «восприниматься ней­ трально». Среднее состояние человека выражено антонима­ ми хорошо — дурно в предложении: '«Вот этот сон: вижу я, что леж у на постели.' И мне ни хорошо, ни дурно; я леж у на спин'е» (16, 157). Однако амфитеза и диатеза в публицистике Л. Н.. Тол­ стого встречаются очень редко и для стиля публициста не характерны . Оригинальной стилистической фигурой, связанной с анто­ нимами, является оксиморон. В оксимороне объединяются слова с противоположными значениями, но принадлежащие к разным частям речи. Всем известен хрестоматийный при­ мер, ж и в о й т р у п . Но в публицистике Л. Н. Толстого так ая стилистическая фигура не встречается. Отличительной чертой использования антонимов как ху­ дожественно-изобразительного средства в публицистике 1 См.: Л. А. В в е д е н с к а я . Стилистические фигуры, основанные на антонимах. «Краткие очерки по русскому языку», вып. 2, Курск, 1966, стр. 13Ь. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=