ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

(16, 76); «...искусство это не только нё полезное, но вредное дело» (15, 51)'. Интересны случаи, когда в одном предложении обыгрыва­ ются различные антонимы, в том числе и контекстуальные. Например: «Героем стал не богач, а нищий Лазарь... не п ри ­ обретатели богатства, а раздававш ие его, живущие не во дворцах, а в... хижинах» (15, 188). Нередко писатель, делая особое логическое ударение на каком-то признаке, свойственном предмету или явлению, вво­ дит слово, придающее конструкции экспрессию. Например: «И ложь возвеличения ничтожного, не художественного и не только не нравственного, но прямо безнравственного пи­ сателя делает свое губительное дело» (15, 346); «И действи­ тельно, рассуждения древних об искусстве не только не под­ тверждают нашу эстетику, но скорее отрицают ее учение о красоте (15, 97 ); «И странно, что та сила жизни, которая возвратилась ко мне, была не новая, а сам ая старая, — та самая, которая влекла меня на первых порах моей жизни», (16, 144); «Роман этот... есть настоящее художественное про­ изведение, в котором автор говорит про то, что ему нужно сказать, потому что он любит то, про что говорит, и говорит не рассуждениями, не туманными аллегориями, а тем един-' ственным средством, которым можно передать художествен­ ное содержание: поэтическими образами ,— и не фантастиче­ скими, необыкновенными и непонятными образами,., а и зо ­ бражением с а м ы х обыкновенных, простых лиц и событий, связанных между собой внутренней художественной необ­ ходимостью» (15, 275—276). Слова п р я м о , с к о р е е , с а м ы й и другие заостряют вни-1 мание читателя на признаках, названных во второй части предложения. Контрастность признаков в большей степени подчерки­ вается, когда в конструкцию вводится слово н а п р о т и в . При этом внимание сосредотачивается на второй части вы оказывания. Например: «Здравый же смысл говорит мне, что ежели большая часть человечества, весь так называемый Восток, не подтверждает закона прогресса, а, н а п р о т и в , опровергает его, то закона этого не существует для всего че­ ловечества...» (16, 59—60); «Так что искусство будущего не только не обеднеет, а н а п р о т и в , бесконечно обогатится содержанием» (15, 218); «И не громоздкость, неясность и сложность формы, как это считается теперь, а, н а п р о т и в , краткость, ясность и простота выражения» (15, 219). 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=