ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

из признаков утверждается, а противоположный отрицаем­ ся. Модель акротезы имеет два .варианта: 1. А, а не А] (Высокий, а не низкий); 2. Не A, a Ai (Не высокий, а низкий). Члены акротезы имеют различную степень обязательно­ сти по отношению друг к другу. Когда утверждается: Дом высокий, то не обязательно отрицать наличие противополож­ ного признака. Отрицание используется в том случае, когда говорящий пли пишущий стремится подчеркнуть признак, обратить на него внимание. В таком случае предложение осложняется, так как появляется дополнительная часть, в которой противоположный признак отрицается: Д ом высокий, а не низкий. В предложении Д ом не низкий отрицается только нали ­ чие какого-то одного из признаков. Поэтому если необходимо назвать свойственный предмету признак, то следует распро­ странить предложение. Например: Дом не низкий, а высокий или Д ом не низкий, а средней величины . Заметим , что в д ан ­ ном случае может быть назван любой признак, а не об я за ­ тельно противоположный. Однако так ая конструкция исполь­ зуется преимущественно в том случае, когда речь идет о про­ тивоположных признаках. Следовательно, в модели А, а не А! вторая часть конструкции факультативна. Ее функция .сти­ листическая — заострить внимание на признаке, выделить его: Д ом высокий, а не низкий. В модели не А, а А| вторая часть такж е факультативна, но выполняет функцию уточнения, т. е. имеет не только сти­ листическое, но и смысловое значение: Д ом не высокий, а низкий. Следовательно, в этой модели связь между ее ч а ­ стями более тесная, чем в первом случае. Наличие второй части высказывания обусловлено необходимостью исчерпы­ вающе выразить мысль. В публицистике Л. Н. Толстого акротеза используется до ­ вольно часто и преимущественно во втором ее варианте: не A, a Aj. Например: «Очень часто мне казалось, что те са­ мые деньги, которые он вымогает от меня, не улучшают, а ухудшают его положение» (16, 199). В разных статьях Л. Н. Толстого иногда встречается противопоставление одних и тех же антонимов, например, не вредный, а полезный: «.„считаем наше воспитание не вредным, а полезным» (16,- 51); «...статья «Русского вестни­ ка» считает наше воспитание не вредным, а полезным...» 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=