ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

противоположных действий, состояний или переход из одно­ го состояния в другое и обратно. Например, «Не два, не три раза, а десятки, сотни раз приходил я в эти положения — то радости и оживления, то опять отчаяния и сознания невоз- j можности жизни» (16, 143); «Я, как и все люди, свободные от суеверия пропресса, вижу... что благосостояние людей то : увеличивается в одном месте, в одном слое и в одном смыс­ ле, то уменьшается...» (16, 60). Особую выразительность антитеза приобретает, когда в одном предложении противопоставляется несколько слов-ан­ тонимов. Например: «-Бесконечность вн и зу отталкивает и уж асает меня; бесконечность в вер х у притягивает и утверж ­ дает меня» (16, 158). В статье «Исповедь» (16, 147) в одном предложении про­ тивопоставляются несколько слов с противоположным значе- н.ием: «Естественно, что для того, чтобы вера могла отвечать на вопрос умирающего в роскоши царя, замученного работой старика -раба, несмышленого ребенка, мудрого старца, поло­ умной старухи, молодой счастливой женщины... если есть один ответ, отвечающий на вечный один вопрос жизни: «за- чем я живу, что выйдет из моей жизни?-— то ответ этот... J должен быть бесконечно разнообразен в своих проявле- ниях...» 'Как видно из цитаты, в антонимичные отношения вступа- ' ют не только слова царь — раб, ребенок — старец, несмышле- j ный — мудрый, но и слово со свободным словосочетанием: старуха— молодая женщина Примечательно для стиля Толстого-публициста и то, что прибегая к антитезе, писатель стремится предельно лаконич­ но выразить мысли, и его высказывания звучат как афориз­ мы. Например: «Если будешь описывать много лжи, и в сло­ вах твоих не будет правды (15, 38); «Никакой огромный нос не уродлив, но он уродлив на малом лице (15, 32); «Урод­ ливость только дисгармония в отношении красоты (15, 32). Среди стилистических фигур, основанных на антонимах, выделяется так назы ваем ая акротеза 2. Сущность акротезы заключается в том, что в ней одйн 1 См.: Л. А. В в е д е н с к а я . Антонимия между словом и свободным словосочетанием. «Филологические этюды», Изд-во Ростовского универси­ тета, вып. 1, 1972. 2 См.: Л. А. В в е д е н с к а я . Стилистические фигуры, основанные на антонимах. «Краткие очерки по русскому языку», вып. 2, Курск, 1966. ПО

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=