ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

i* исследовавших антонимы в художественных произведениях Н. А. Некрасова, А. М. Горького, М. А. Шолохова и др. В настоящей статье речь пойдет о стилистических фигу­ рах с антонимами у JT. Н. Толстого. Такой фигурой счита­ ется антитеза. Именно она чаще всего встречается в пуб­ лицистике Л. Н. Толстого. Антитеза позволяет автору резче подчеркнуть несовместимость явлений, наличие диаметрально противоположных признаков, качеств, раскрыть диалектиче­ скую противоречивость окружающего. Например.: «Все это — слова без значения: ибо в бесконечном нет ни сложного, ни простого, ни переда, ни зада, ни лучше, ни хуже» (16, 133) В статье «Так что ж е нам делать?» Толстой, говоря о пра­ вах человека, о положении трудящихся в обществе при со­ циальном неравенстве, подчеркивает несправедливость су­ ществующего порядка противопоставлением антонимов, дважды повторяя их. Например: «(Наука своим делением факторов производства утверждает то, что естественное со­ стояние рабочего есть то неестественное состояние, в кото­ ром он находится; точно так же, как в древнем мире деле­ нием людей на граж дан и рабов утверждали , что неестест­ венное положение рабов есть естественное свойство челове­ ка» (il6, 239). Интересен пример, в котором противопоставляются пары антонимов сильный — слабый, вооруж енный — безоружный: «Во всех человеческих обществах, где были деньги, как день­ ги, всегда было насилие сильного и вооруженного над сла­ бым и безоружным» (16, 254). Антитеза в публицистике Л. Н. Толстого служит средст­ вом контрастной характеристики. Например: «Вот и додум а­ лись. Додумались до того, что хозяин гл у п или его нет, а мы умны, только чувствуем, что никуда не годимся, и надо нам как-нибудь самим от себя избавиться» (16, 41). «Повесть эта узнана не по тому, что она лучше, а потому, что она хуже, несравненно хуже всех детских сочинений» (15, 10). Бели в первом случае дается контрастная характеристи ­ ка двум разным объектам ( хозяин глуп , а мы ум ны ), то во втором случае контрастная характеристика дается одному предмету в сравнении с другими: «повесть не лучш е, а хуже». С помощью антитезы публицист передает чередование 1 Здесь и далее цитируется по собр. соч. JI. Н. Толстого в 20-ти томах, изд-во «Художественная литература», первая цифра — том, вторая — стра­ ница. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=