ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

Стремление как можно полнее и всестороннее выразить нужную мысль проявляется в употреблении большого коли­ чества однородных членов, соединенных конъюнктивной связью; особенно часто мы сталкиваемся с обилием одно­ родных членов — сказуемых и их частей: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, оши­ баться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бро­ сать, и вечно бороться и лишаться» (94). «Приготавливать­ ся, рассуждать, обдумывать вы будете и молиться будете, а действовать будете только по инстинкту» (216). «Как-то я писал вам о том, что нельзя искать тихого убежища в ж и з­ ни, а надо трудиться, работать, страдать» (163). «Для меня что отдых, утоление ж аж ды , и именно тем-то и приятный, что ничего не случается , ничего не ожидается, не жалеется, ;| хорошо, со всех сторон хорошо» (1/23). Во многих случаях такое сознательное «нагнетание» од­ нородных членов, семантически не зависящих друг от друга, выполняет важную стилистическую функцию, сообщая языку жспрессивность и динамичность: «Я помню, что писал вам , ждал ответа; потом просто ждал письма, потом досадовал, беспокоился, забы вал и опять вспоминал» (259). Естественно поэтому, что особенно часто такое нагромождение, однородных членов встречается в кон­ текстах полемического характера: «Но заметьте, я, по своей бурной, ложной, соблазнитель­ ной вере, я — хотя и гораздо менее добрый по сердцу чело­ век, чем вы, но я по овоей дурной, дьявольской вере, ничего кроме доброго и любовного к вам не чивствию и не гово­ рю» (341). Хотя конъюнктивная связь между однородными членами наиболее распространена, между ними возможны и друш е виды связи. Так, можно отметить дизъюнктивную связь — с взаимоисключающим и невзаимоисключающим вариантами: «Если вам не скично, не трцдно, не неудобно, то помоги­ те мне» (319). В ряде случаев между однородными членами устанавли ­ ваются уточняющие отношения, особенно если первый из них имеет широкое значение и не ограничен определенной л ек ­ сической сочетаемостью: «...Я не посмел отказаться перед своей совестью и в ви­ ду того, ужасного, а именно грубого и жестокого дворянст­ ва» (164). «...И любят не взрослых, а именно готовых, окон­ ченных, а любят надежду» (138). «Я не знаю даж е, что в 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=