ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

употребления. Цветовое значение этого слова проявляется в романе со словами: краска (3), синева (1 ), зелень (1), пят­ но (1), платье (1). Например: «...он сидел в коляске, погля­ дывая на первую траву, первые листья березы и первые клу ­ бы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба» (V, 155). Этот корень в цветовом значении входит и в состав сложных слов, подчеркивая интенсивность окраски: ярко-белый (2), ярко -зелены й (2), ярко-красный (1), яр к о ­ ли ло вы й (1), ярко-синий (1). Итак, проведенный анализ позволяет подвести некото­ рые итоги: 1. Основным средством цветописи в романе «Война и мир» являются слова, имеющие собственно цветовое свобод­ но-номинативное значение. Они несут основную коммуника­ тивную и стилистическую нагрузку. Общеязыковые значения и обычные сочетания слов несомненно преобладают н ад не­ обычными, индивидуально-авторскими. . 2. Наиболее часто употребляющимися являются корни бел-, черн-, ираюн-, которые притягивают к себе и наиболь­ шее количество родственных слов, т. е. являются самыми ак ­ тивными. 3. Цветопись Л . Н. Толстого конкретна. Конкретно-пред­ метный характер цветописи определяется его манерой (при­ л а гате л ьн о е - f существительное). Как правило, для опреде­ ления значения слова достаточно двусловного словосоче­ тания. 4. Обычно автор использует сочетание цветового Прилага­ тельного с одним или несколькими нецветовыми. 5. Цветовые прилагательные чаще употребляются в ав­ торской речи (в пейзаже, интерьере, в описании героев). 6. Характерным является контрастное сочетание цветов в контексте, иногда д аж е в пределах одного предложения, что приводит подчас к образованию тонкой цветовой гаммы. 7. Следует отметить, что цветописи Л. Н. Толстого свой­ ственно своеобразное нагнетание цветового эффекта, что до­ стигается локальной концентрированностью слов данного семантического поля. 8. Д ля цветописи Л. Н. Толстого характерно соотношение изобразительного и эмоционально-оценочного планов. Вто­ рой план обычно вы р аж ает либо авторскую оценку, либо на­ строение героя. Толстой необыкновенно полно использует языковой семантический потенциал цветовых прилагатель­ ных и всех слов данного семантического поля. 3»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=