ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].
пую роль в этом играют цветообо зн ач ен ия . Так, описывая Денисова, Толстой буквально на каждой странице подчер кивает его красно-черную «цветовую гамму»: «Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черны ми глазами , черными взлохмаченными усами и волосами» (IV, 169). На последующих страницах читаем: «...вдруг сво ими блестящими черными глазами весело взглянул на Р о стова» (IV, 160). На стр. 167: «черными блестящими гл а з а ми» (Снова о Д енисове). Еще пример: «...увидал... красного, черного, лохматого... Ваську Денисова» (IV, 174). Цветовой деталью в портретной характеристике Тимохи- на является красный нос.— «А, Тимохин,— ск а зал главно командующий, узнавая капитана с красным носом, постра давшего за синюю шинель» (IV, 145); Офицер... заметил лицо капитана с красным носом» (IV, 146) (О нем ж е ); «Офицер Тимохин, с 'красным носиком, обтирался полотен цем на плотине...» (VI, 128); «С князем Андреем везли при соединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком...» (VI, 390); «Красноносый капитан Ти мохин»,— читаем мы в другом месте (VI, 209). И еще при мер: «— Помилуйте, генерал, д а смею ли я !— отвечал капи тан, краснея носом, улыбаясь...» (IV, 147). Буквально на каждой странице в. сцене картежной игры Николая Ростова с Денисовым описываются красноватые руки Долохова, ко торые так р аздраж аю т Николая: «Ширококостные, красно ватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт...» (V, 55); «Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые, с короткими пальцами» (V, 58). И наконец: «Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ши рококостные, красноватые руки.., которые он любил и нена видел, держали его в своей власти» (V, 56). В портрете умирающего граф а Безухова Л . Н. Толстой глазами взволнованного Пьера выделяет «красно-желтую го лову графа: «...укрытая до пояса ярко-зеленым одеялом, ле ж ала знаком ая Пьеру величественная фигура его отца, гр а фа Безухова, с тою же седою гривой волос... над широким лбом и с теми же характерно-благородными крупными мор щинами на красивом красно-желтом лице» (IV, 99 ); «...Пьер \ж е не видал той красно-желтой головы с седою гривой...» (IV, 101). Рассмотрение цветовой палитры писателя лишний раз убеждает нас в том, как тесно связаны в языке две лексико 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=