ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

приобретают прилагательные цвета в устах Н аташи Росто- ной, которая, характеризуя Пьера Безухова и Бориса Дру- бецкого, своеобразно передает с помощью данных слов ёвое отношение к этим людям: «И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе — он узкий такой, как часы столовые... Узкий, знаете, серый, светлый... — Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял... ' Безухов — тот синий, темно-синий с красным, и он четверо*, угольный» (V, 196). Цветопись Толстого отличается динамичностью, что до­ стигается активным использованием глаголов, причастий, де­ епричастий, выражающих, в отличие от прилагательного, пе­ реход от одного цветового состояния в другое. Т акая манера в передаче цвета свойственна и пейзажным зарисовкам , и портретным характеристикам . Так, глагольные формы с корнем красн- (краснеть, красневший, краснея, рас­ краснеться, покраснеть и др.) употреблены в романе' 114 раз. Например: «Князь Андрей вздохнул и лу­ чистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрас­ невшееся, восторженное, но все робкое перед первенствую­ щим другом лицо Пьера» (V, 120). И еще: «Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети...» (V, 84). Передача активного проявления цветового качества, до­ стигаемая употреблением глагольных и причастных форм,, свойственна многим пейзажным зарисовкам и интерьерам. Это ярко иллюстрируется следующими примерами: «Про­ ехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста.., полосы жнивья и зеленеющ его кое-где ку­ старника и въехали в березовый лес... Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под про­ шлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея , первая трава и лиловы е цветы» (V, 155); «...виднелся левый ск а ­ листый;.. берег Д уная с таинственною далью зелены х вершин и голубею'Щими ущельями» (IV, 169); «И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы...» (IV, 182); «Кремль, неразрушенный, белел и здалека с своими башнями и И в а ­ ном Великим» (VII, 39 ); «За избушкой чернелись две фу­ ры... и в овраге краснелся догоравший огонь» (VII, 150); «...они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопан­ ною глиною строящиеся укрепления (IV, 213). Известной особенностью толстовской портретной х ар ак ­ теристики является многократное повторение какой-либо ин­ дивидуальной детали, черты внешности героя. Н ем аловаж - 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=