ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

и розовым оттенком свет и темные, длинные тени,- Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого- то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутою чертой вершин на горизонте... Ближ е блестели золотые поля и перелески» (VI, 232). Еще пример: «...уже uvicHb уклочилась и ярко-зелено отделялась от полос бурею­ щего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между чер­ ными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко- красными островами посреди ярко -зелены х озимей» (V, 247). Мы видим все краски словно сквозь призму обостренного восприятия молодого Ростова. Известное описание ночи в Отрадном необыкновенно тон­ ко передает поэтический настрой героев. Цветопись в этом контексте приобретает особую эмоциональную насыщен­ ность: «Ночь была свеж ая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной п серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Д ал ее за черны­ ми деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвезд ­ ном весеннем небе» (V, 158). Очень тонко использует Толстой средство цветообозна- чсмгия для передачи смены настроения героя, в зависимости от которой меняется его восприятие мира. Один и тот же цветовой эффект (зелень ели) производит на князя Андрея совершенно противоположное впечатление по д о р о ге . в От­ радное и при возвращении домой. Ср.: «Рассыпанные кое- где По березняку мелкие ели своей грубою вечною •зеленью неприятно напоминали о зиме» (V, 156). И: «Уже было н а ­ чало июня, когда князь Андрей, возвращ аясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глу­ ше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий х а ­ рактер, нежно зелен ели пушистыми молодыми побегами» (V, 159— 160). Слов а -цветообозн ач ения получают в этих кон­ текстах яркое эмоционально-оценочное значение, передавая настроение героя. Необыкновенную эмоциональную емкость 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=