ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].
лпю и пухлой рукой» (VI, 27); «Толстый, выше обыкновен ного роста, широкий, с огромными красными руками...» (о Пьере) (IV, 29). К ак правило, слова со значением цвета достаточно р ав номерно распределены в романе. Однако необходимо отме тить, что в ряде случаев цветовые эпитеты концентрируются на небольшом отрезке текста и располагаю тся нередко по принципу антонимии или синонимии., Например: «Подле Ку тузова сидел австрийский генерал в странном, среди чер ных русских, белом мундире (IV, 144). Очень психологичен «внутренний монолог» Николая Ростова, который ночью в полусне едет верхом в цепи гусар. И в этот отрывок вво дит Толстой цветовые ассоциации: «В левой стороне вид нелся пологий освещенный скат и противоположный черный бугор, казавшийся крутым, как стена. Н а бугре этом было белое пятно, которое никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что-то. «Должно быть, снег — это пят но; пятно — une tache»,— дум ал Ростов. «Вот тебе и не таш...». «Н аташа, сестра, черные глаза. На...ташка...» (IV, 327—328). Вот еще примеры такого противопоставления чер ного и белого цветов: «...ей (Элен — В. Ц .) был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестя щими глазами , обворожительный rn-r de Jobert...» (VI, 288); «...кричал Денисов, радостно и злобно из-под черных усов оскаливая свои белые зубы» (V, 134); «Д ве девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах...» (V, 201); «Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляю щимся, густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка З а х ар а (V, 285). В других случаях прилагательные цвета вступают в си нонимические отношения: агатовый — черный, оранжевый — рыжий. Например: «...пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Н аташу своими агатовыми чер ными глазами» (V, 59); «Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях» (VI, 66). В последнем отрывке J1. Толстой с большим вкусом распо лагает и сочетает цвета, со здавая тонкую цветовую гам му (оранжевый — рыжий — синий — серый). Ср. также: «П уфф !— вдруг виднелся круглый, плотный, играющий л и 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=