ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

•Ш'пькряют быстро и украдисто по работам», «они не ж алят, I ускользают от опасности», они появились «вместо прежде висевших до уза (нижнего дна) черных, усмиренных трудом плетей сочных пчел...» (VI, 336). И мы словно чувствуем, как от «черных пчел-грабительниц» «пахнет гнилью и смертью» (Там ж е ). На этих примерах мы лишний раз убеждаемся в мастерстве Толстого, умевшего поставить слово в такое окружение, которое открывало бы все новые и новые «при­ ращения смыслов», новые семантические и экспрессивные его возможности. Аналогичную двуплановость мы наблюдаем в употреб­ лении прилагательного светлый в цветовом значении. П опа­ дая в окружение таких слов, как холодный, жестокий, наг­ лый, которые имеют резко отрицательную экспрессию, это слово такж е вызывает у нас неприятные эмоции: «светлый,, холодный» взгляд Долохова (V, 53); «светлым и наглым взглядом» (о Долохове) (IV, 143); «светлыми, веселыми, жестокими глазами» (о нем же) (V,25). Но ср.: «Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое» (V, 187). Прилагательное желтоватый использовано Толстым все­ го три раза и только один раз не оставляет у нас неприят­ ного чувства, тогда, когда оно окружено соответствующим контекстом: «Соня была тоненькая,, миниатюрненвкая брю­ нетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом , густою черною косою, два р а за обвивавшею ее голову, и жел­ товатым оттенком кожи на лице...» (IV, 51). Совсем иное чувство нездоровья, неприязни вызывает этот эпитет в сле­ дующих контекстах: «Худое, истощенное, желтоватое лицо его было все покрыто крупными морщинами» (о Билибине) (IV, 190). Еще пример: «От Элоизы? — спросил князь, холод­ ною улыбкой выказы вая еще крепкие и желтоватые зубы» (IV, 110). Преимущественное употребление у Л. Н. Толстого соче­ таний типа прилагательное + существительное (синий фрак, л и л о в а я даль и т. п.) определяет конкретно-предметный х а ­ рактер его цветописи. Вместе с тем, цветовой эпитет при описании действующих лиц, как правило, сопровождается прилагательными, обозначающими другие, нецветовые при­ знаки, которые придают цветовому прилагательному допол­ нительные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Например: «Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой ма­ ленькой руки...» (V, 150); «...сказал он, нахмурившись и д е ­ л ая энергически вопросительный жест своею маленькою бе- 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=