ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

цвет, в дру гих— цвет неприятный, нездоровый, отталкиваю ­ щий. Эпитет красный, как правило, обозначает временное состояние организма, вызванное эмоциональной приподня­ тостью, взволнованностью («розовый от прилива крови к ко­ же, румяный») и не вызывает неприятных впечатлений. При ­ меры: «Н аташа, взволнованная и красная оглянулась на нею» (V, 335); «Взволнованная, красная она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, го Тихона, то Д рана» (VI, 154); «Соня красная, как кумач, гоже держ алась за его руку и вся сияла в блаженном в згля­ де, устремленном в его глаза...» (V, 7 ); «Все генералы были н расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами н громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы к р а ­ сивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака» (VII, 79). Как видим, контекст позволя­ ет понять и причину такого состояния. С другой стороны, прилагательное красный, обозначая, какую-то постоянную черту внешности героев, не вызывающих симпатии ни у ав ­ тора, ни у , читателей, передает неприятное эмоциональное впечатление. Например: «Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда, осыпанный пуд­ рой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявш е­ го всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас перей­ ти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова...» (V, 316—317); «Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала Жюли, которая с жемчугами на тол­ стой красной шее (Н аташ а знала, обсыпанной пудрой) сиде­ ла с счастливым видом рядом с матерью» (V, 326). Положи ­ тельный или отрицательный эмоциональный план цветового эпитета поддерживается контекстным окружением. О тталки ­ вающее впечатление производит описание внешности Н апо ­ леона, в котором используются цветовые прилагательные желтый и красный, получающие резко отрицательную экс­ прессию в соответствующем словесном окружении: «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами , красным носом >и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз» (VI, 264). Эмоционально-оценочный план наблюдается и в использо­ вании прилагательного черный. Сравнивая Москву, опустев­ шую перед приходом Наполеона, с обезматочившим ульем, Толстой описывает пчел-гр абительниц: «Черные пчелы» 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=