ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

щен а родного языка лексические окружения, слова могут приобретать индивидуально-авторские, контекстуальные от­ тенки значений, так называемые «приращения смысла». Ху­ дожественная речь расширяет возможности комбинаций смыслов, допускает необычность сочетаемости слов '. А ка­ демик В. В. Виноградов писал: «Слова и выражения в худо­ жественном произведении обращены не только к действи­ тельности, но и к другим словам и выражениям , входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употреб­ ления и сочетания зависят от стиля произведения в целом. В контексте всего произведения слова и выражения, нахо­ дясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в слож ­ ной и глубокой перспективе ц ело го»2. Поэтому актуальной до настоящего времени представляется выдвинутая акад . Л. В. Щербой идея о необходимости выявления правил «сло­ жения смыслов», создания «грамматики смыслов». Он у к а ­ зывал, что следует иметь в виду «не только правила синтак­ сиса, но, что гораздо важнее, и правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы, правила, к со­ жалению, учеными до сих пор мало обследованные, хотя интуитивно известные всем хорошим стилистам»3. Такие дополнительные оттенки смысла, новые экспрессив­ ные возможности слово получает порой и в романе «Война и мир». Так, выше было уже отмечено, что прилагательное белый используется в общеязыковом, номинативном значе­ нии и лишь в словосочетании белое мясо оно выступает в необычном, индивидуально-автореком употреблении, для вы ­ явления которого необходимо привлечение более широкого контекста, чем двусловное сочетание (см. примеры на стр. 8—9). В ряде случаев в ткани толстовского текста прилагатель­ ные цвета получают дополнительную эмоционально-оценоч­ ную характеристику. Этот второй, эмоциональный план в значении прилагательных цвета проследим на ряде следую­ щих примеров. Так, прилагательное красный в одних случа­ ях обозначает яркий, свежий, здоровый, приятный для глаз 1 В. А. М о с к о в и ч. Статистика и семантика, стр. 8 . 2 В. В. В и н о г р а д о в . О языке художественной литературы, ГИХЛ, М., 1969, стр. 233—234. « 3 Л. В. Щ е р б а. О трояком аспекте языковых явлений и об экспери­ менте в языкознании. «Известия АН СССР», Отделение общественных на­ ук, il931, стр. 1)13. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=