ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

красно-багровый (1 р а з ), пунцово-красный (1 р а з ), кирпич ­ но-красный (1 р а з ), малиновы й (4 р а з а ), масака 1 (3 р а за ). Синоним багровый используется J1. Толстым только для характеристики внешности человека: «...несмотря на р а зъ ­ яренное багровое, на себя не похожее лицо полкового коман­ дира... солдаты все бежали...» (IV, 234), «В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот... так уперся глазами в дерзкого прапорщика.., что Борису стало неловко» (IV, 307). Аналогичную функцию выполняют и синонимы багрово-красное (лицо), красно-баг­ ровый (полковник), пунцово-красный (Ростов), кирпично ­ красные (руки). Слово малиновый сочетается с названием одежды (мун­ дир, воротник), а такж е с названиями, обозначающими дру ­ гие предметы (чепрак, трон ). Слово же масака используется только для обозначения цвета бального платья, «...это платье * нехорошо,— говорила Л и за, и здалека боком взглядывая на княжну,— вели подать, у тебя там есть масака!» (IV, 270); «На графине должно быть масака бархатное Платье...» (V, 198). К ак было показано выше, со всеми этими словами со­ четается и прилагательное красный. Отмечены и случаи субстантивации этого слова. Приве­ дем примеры: «В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что-то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Бо г­ дановны» (V, 43); «Тут я не рассмотрела, что-то синее и красное» (V, 293). В романе зарегистриованы следующие производные сло­ ва от прилагательного красный: краснорожий (4 р а з а ), красно-пегий (4 р а з а ); краснота (1 р а з); красно (1 раз) — наречие. 19 раз употреблен глагол краснеть с причастными и деепричастными формами: краснеющий (2 р а з а ), краснев­ ший (4 р а з а ), краснея (23); покраснеть (72), краснеться (2), краснеющийся (1 ); закраснеться (1); раскраснеться (21) Анализ особенностей использования слов данной лексико­ семантической группы в романе позволил выявить некоторые характерные черты толстовской цветописи. Исследуя сочетаемость слов семантического поля цвето- обозначений, мы пришли к выводу, что цветопись Л. Толсто­ го, как правило, одноплаиова, конкретна. Однако в ткани ху­ дожественного произведения, попадая в необычные для об- 1 «...темно-красный цвет, иссиня-малиновый». См. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II, стр. 301. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=