ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].
красно-багровый (1 р а з ), пунцово-красный (1 р а з ), кирпич но-красный (1 р а з ), малиновы й (4 р а з а ), масака 1 (3 р а за ). Синоним багровый используется J1. Толстым только для характеристики внешности человека: «...несмотря на р а зъ яренное багровое, на себя не похожее лицо полкового коман дира... солдаты все бежали...» (IV, 234), «В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот... так уперся глазами в дерзкого прапорщика.., что Борису стало неловко» (IV, 307). Аналогичную функцию выполняют и синонимы багрово-красное (лицо), красно-баг ровый (полковник), пунцово-красный (Ростов), кирпично красные (руки). Слово малиновый сочетается с названием одежды (мун дир, воротник), а такж е с названиями, обозначающими дру гие предметы (чепрак, трон ). Слово же масака используется только для обозначения цвета бального платья, «...это платье * нехорошо,— говорила Л и за, и здалека боком взглядывая на княжну,— вели подать, у тебя там есть масака!» (IV, 270); «На графине должно быть масака бархатное Платье...» (V, 198). К ак было показано выше, со всеми этими словами со четается и прилагательное красный. Отмечены и случаи субстантивации этого слова. Приве дем примеры: «В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что-то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Бо г дановны» (V, 43); «Тут я не рассмотрела, что-то синее и красное» (V, 293). В романе зарегистриованы следующие производные сло ва от прилагательного красный: краснорожий (4 р а з а ), красно-пегий (4 р а з а ); краснота (1 р а з); красно (1 раз) — наречие. 19 раз употреблен глагол краснеть с причастными и деепричастными формами: краснеющий (2 р а з а ), краснев ший (4 р а з а ), краснея (23); покраснеть (72), краснеться (2), краснеющийся (1 ); закраснеться (1); раскраснеться (21) Анализ особенностей использования слов данной лексико семантической группы в романе позволил выявить некоторые характерные черты толстовской цветописи. Исследуя сочетаемость слов семантического поля цвето- обозначений, мы пришли к выводу, что цветопись Л. Толсто го, как правило, одноплаиова, конкретна. Однако в ткани ху дожественного произведения, попадая в необычные для об- 1 «...темно-красный цвет, иссиня-малиновый». См. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II, стр. 301. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=