ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

Следует отметить, что в других произведениях JI. Н. Тол­ стого (например, в романе «Воскресение») соотношение цер­ ковнославянских и нецерковнославянских по происхождению фразеологических единиц совершенно иное: доля церковно- славянской фразеологии значительно меньше. Основную часть церковнославянской фразеологии повести «Отец Сергий» составляют фразеологические единицы, став ­ шие достоянием русского литературного язы ка, например: дать обет, каяться в грехе, очистить от скверны , просить б лагословенья и т. д. Многие из этих фразеологических единиц в такой степе­ ни обрусели, что их церковнославянское происхождение устанавливается лишь путем этимологического анализа. Сю­ да относятся такие, например, фразеологические единицы: неправедный судья, терновый венок, уйти от мира и некото­ рые другие. Исследуемые единицы относятся или к фразеологии цер­ ковного уклада жизни ( постричь в иеромонахи, совершение проскомидии, класть поклоны , служить всенощную , постричь малым постригом, стояние у мощей), или восходят к Ветхому и Новому завету. Из Ветхого и Нового завета пришли в русский язык ф р а ­ зеологические единицы: дать обет («Отец Сергий», гл. I. стр. 6; см.: Быт. XXXI, 13); снятие греха (гл. VII, стр. 31; ср.: 2 Цар., XII, 13); раб божий (гл. V III, стр. 46; см.: Дан.. III, 93); расточатся врази (гл. V, стр. 21; см.: ПС., XVII, 2): неправедный судья (гл. VI, стр. 27; ср.: J1K-, XVIII, 6 ); д у ­ ховная пища (гл. III, стр. 12; см.: I Кор., X, 3 ); давать про­ сящим (гл. VII, стр. 29; ЛК-, VI, 30); закон Христов (гл. VII. стр. 29; см.: Рим., X, 4 ); исполнять закон (гл. V II, стр. 29: см.: Рим., II, 25); спасение души (гл. V, стр. 21; см.: Евр., X, 39); терновый венок (гл. V, стр. 21; см.: Матф., XXVII, 29 ); очистить от скверны (гл. VII, стр. 35; см.: 2 Кор., VII. 1); храм божий (гл. III, стр. 16; см.: JIK-, XXVI, 61); творить молитву (гл. VII, стр. 34; см.: JIK., V, 33). В повести «Отец Сергий» имеют место и фразеологиче­ ские единицы гимнологического происхождения, восходящие к различным молитвам и псалмам. В V главе читаем: «Да воскреснет бог и расточатся врази...»'1' «Господи Иисусе Х р и ­ сте, сыне божий, пом илуй мя грешного, господи, помилуй мя грешного», — не переставая молился он не только внутренно, но и невольно шевеля губам и»4. Или еще, в главе 7: «После ужина отец Сергий стал тво­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=