ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].
«Каждый шаг отступления сопровождался сложной игрой интересов, умозаключений и страстей в главном штабе» (11, 54). Ср.: игра страстей К Использование нового слова как синонима одного из ком понентов усиливает значение и эмоциональную насыщен н о с ть фразеологической единицы. «Боже мой, выведи меня из этого ужасного безвыходного положения». (12, 29). Ср.: безвыходное положение. Слова со свободным значением, ставшие в ряд однород ны х членов с компонентами фразеологической единицы, мо гут гиперболизировать ее значение: «...остальные, столпив шись вокруг них, л о в и л и каждое его движение, слово, Нвзгляд». (10, 6). Итак, проникновение во фразеологическую единицу но вых членов в качестве компонентов однородных, синоними ческих, антонимических рядов разруш ает детерминирован ную структуру фразеологической единицы, аналитизирует ее глобальное значение, вносит иную стилистическую оценку и эмоциональную окраску. VI. Использование образа фразеологической единицы Использование образа фразеологической единицы совер шенно лишает ее границ; установившаяся форма фразеоло- | гической единицы, в которой она обычно употребляется, разруш ается, компоненты фраземы или устойчивой фразы ■; лишаются детерминированной структуры, становятся сво бодными членами предложения, то есть, совершенно подчи няются задачам к о н т ек с т а2. «Н аташ а не переменила поло- жж ения, но только все тело ее стало вскидываться от беззвуч ных, судорожных рыданий, которые душ и ли ее». (10, 356). I-- 1 3. Е. Смерчко. Фразеологические единицы типа нить мысли в романе В сА н н а Каренина». «Лев Толстой. Проблемы языка и стиля», Тула, 1971. Об ■ э т о й конструкции фразем см.: 3. Е. Смерчко. Серии именных фразеологлче- ■ ских сочетаний с родительным присубстантивным типа голос сердца в со- Ввременном русском языке. «Вопросы истории и теории русского языка», К вып. 3. Тула, 1970. 3. Е- Смерчко. О сочетаемости слов и словесных значе- В ний при образовании фразеологических единиц (на материале фразем с ро- Вдительным присубстантивным). «Вопросы истории и теории русского язы- I ка» вып. 4, Калуга, 1971. 2 С. А. М е ж ж е р и н а . Взаимодействие фразеологического оборота и I контекста в художественной речи. «Русский язык в школе», 1971, № 3, ■ стр. 78.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=