ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

«...трудно себе представить более меткую характеристику периода jggl — 1905 годов»2. Характеристика эпохи мастерски дана писа­ телем через раскрытие внутреннего мира героев; она содержится в глубоких авторских рассуждениях, метких авторских оценках; сна прослеживается в органической связи авторского повество­ вания с «субъективными сферами» героев произведения. «Субъек­ тивный план автора-мыслителя стал в «Анне Карениной» играть роль «замка», скрепы всей повествовательной системы книги. Здесь он несомненно более тесно... сросся со всей повествователь­ ной системой произведения»3. Чрезвычайно важным и интерес­ ным в раскрытии особенностей повествовательного стиля Л. Н. Толстого этого периода, в раскрытии образа автора яв­ ляется анализ «субъективного плана» автора и «субъективных сфер» главных героев романа и взаимодействие их между собой. Именно этим объясняется интерес к исследованию особенностей несобственно-прямой речи, в которой находит отражение и объ­ ективная оценка явлений действительности со стороны автора (естественно, в той мере, в какой она представляется писателю), и субъективное восприятие этих явлений со стороны героев про­ изведения. Несобственно-прямая речь не является таким приемом, кото­ рый был создан Толстым, она получила тонкое развитие уже в творчестве предшественников Толстого, и особенно в художест­ венной прозе А. С. Пушкина. Но несобственно-прямая речь ста­ новится одним из излюбленных приемов взаимодействия между речью автора и речью действующих лиц в произведениях Л. Н. Толстого. Будучи большим мастером-психологом, Л. Н. Толстой стре­ мится как можно более реалистично отразить внутренний мир своих героев, глубже проникнуть в тайны человеческих пережи­ ваний, раскрыть «диалектику души» действующих лиц, правди­ вее передать их собственные мысли и чувства и выразить свое, авторское отношение ко всему происходящему. С этой целью ав­ тор обращается к несобственно-прямой речи, развивая и углубляя этот «принцип многопланности повествования», применяемый до него А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым и дру­ гими русскими писателями. Основной предпосылкой возникновения несобственно-прямой речи вообще является возможность совмещения в одних и тех же словах и предложениях двух речевых стихий— автора и героя. В результате такого совмещения появляется возможность более объективного описания того или иного жизненного явления, ха­ рактера, события. Писатель получает возможность передать мыс­ ли, настроения, состояние действующих лиц через восприятие ге­ роев, не прибегая к сухому пересказу или сплошному диалогу, 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 20, стр. 100. 3 Я. Б и л и н к и с. О творчестве Л. Н. Толстого. Л., 1959, стр. 386. 4— 15181 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=