ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
«...трудно себе представить более меткую характеристику периода jggl — 1905 годов»2. Характеристика эпохи мастерски дана писа телем через раскрытие внутреннего мира героев; она содержится в глубоких авторских рассуждениях, метких авторских оценках; сна прослеживается в органической связи авторского повество вания с «субъективными сферами» героев произведения. «Субъек тивный план автора-мыслителя стал в «Анне Карениной» играть роль «замка», скрепы всей повествовательной системы книги. Здесь он несомненно более тесно... сросся со всей повествователь ной системой произведения»3. Чрезвычайно важным и интерес ным в раскрытии особенностей повествовательного стиля Л. Н. Толстого этого периода, в раскрытии образа автора яв ляется анализ «субъективного плана» автора и «субъективных сфер» главных героев романа и взаимодействие их между собой. Именно этим объясняется интерес к исследованию особенностей несобственно-прямой речи, в которой находит отражение и объ ективная оценка явлений действительности со стороны автора (естественно, в той мере, в какой она представляется писателю), и субъективное восприятие этих явлений со стороны героев про изведения. Несобственно-прямая речь не является таким приемом, кото рый был создан Толстым, она получила тонкое развитие уже в творчестве предшественников Толстого, и особенно в художест венной прозе А. С. Пушкина. Но несобственно-прямая речь ста новится одним из излюбленных приемов взаимодействия между речью автора и речью действующих лиц в произведениях Л. Н. Толстого. Будучи большим мастером-психологом, Л. Н. Толстой стре мится как можно более реалистично отразить внутренний мир своих героев, глубже проникнуть в тайны человеческих пережи ваний, раскрыть «диалектику души» действующих лиц, правди вее передать их собственные мысли и чувства и выразить свое, авторское отношение ко всему происходящему. С этой целью ав тор обращается к несобственно-прямой речи, развивая и углубляя этот «принцип многопланности повествования», применяемый до него А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым и дру гими русскими писателями. Основной предпосылкой возникновения несобственно-прямой речи вообще является возможность совмещения в одних и тех же словах и предложениях двух речевых стихий— автора и героя. В результате такого совмещения появляется возможность более объективного описания того или иного жизненного явления, ха рактера, события. Писатель получает возможность передать мыс ли, настроения, состояние действующих лиц через восприятие ге роев, не прибегая к сухому пересказу или сплошному диалогу, 2 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 20, стр. 100. 3 Я. Б и л и н к и с. О творчестве Л. Н. Толстого. Л., 1959, стр. 386. 4— 15181 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=