ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

стой посредством вставных единиц обращает внимание читателя на те или иные моменты, важные в общем повествовании, но вы­ носимые автором на другой план, что позволяет актуализировать заключенное в них содержание: «Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигаю­ щие человечество (таинственные потому, что законы, определяю­ щие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие» (Война и мир, т. IV, Эпилог, 1, I). «Итак Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского вой­ ска и народа) описывают его» (Война и мир, т. III, ч. 2, XIX). Критическое, разоблачительное отношение Толстого к суду присяжных (Воскресение) ощутимо во всех деталях изображения судебного заседания. Вставные конструкции не лишены этого ха­ рактера, например: «Казалось, все было сказано. Но председатель никак не мог расстаться с своим правом говорить — так ему приятно было слу­ шать внушительные интонации своего голоса — и нашел нужным еще сказать несколько слов о важности того права, которое дано присяжным, и о том, как они должны с вниманием и осторожно­ стью пользоваться этим правом и не злоупотреблять им, о том, что они принимали присягу, что они — совесть общества и что тайна совещательной комнаты должна быть священна, и т. д., и т. д.» (ч. 1, XX II). 14. Сообщение о каком-либо конкретном факте в основном предложении может ассоциативно вызвать обобщающую мысль, глубокое заключение или сентенцию по этому поводу, которую автор выносит как бы на второй план и оформляет в виде встав­ ки, например: «Но это была внешняя обстановка, существенный же смысл присутствия государя и всех этих лиц с придворной точки (а в присутствии государя все делаются придворными) всем был ясен» (Война и мир, т. III, ч. 1, IX). «Ну, и все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения; мучат на­ род, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят! Все ви­ дят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непре­ менно лопнет,— говорил Пьер (как всегда, вглядевшись в дейст­ вия какого бы то ни было правительства, говорят люди с тех пор, как существует правительство)» (Война и мир, т. IV, Эпи­ лог, ч. 1, XIV). «Ну, а для молодых, невинных — всегда сначала ■берут невинных, как Лидочка,— для этих первый шок ужасен» (Воскресение ч. 2, XXVI). 15. Одной из особенностей художественной стилистики Тол­ стого является сложное переплетение, сближение и смешение ре­ чи автора и персонажей, отмеченное акад. В. В. Виноградовым, в частности, при анализе языка романа «Война и мир»: «Сферы повествовательного стиля и «внутренних монологов» 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=