ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

к которой была присоединена Катюша, ссылаемого в каторгу ча­ хоточного молодого человека Крыльцова... Отец его, богатый по­ мещик южных губерний, умер, когда он был еще ребенком. Он был единственный сын, и мать воспитывала его. Учился он лег­ ко и в гимназии и в университете и кончил курс первым канди­ датом математического факультета. Ему предлагали оставаться при университете и ехать за границу. Но он медлил. Была де­ вушка, которую он любил, и он подумывал о женитьбе и земской деятельности. Всего хотелось, и ни на что не решался. В это вре­ мя товарищи по университету попросили у него денег на общее дело. Он знал, что это общее дело было революционное дело, ко­ торым он тогда совсем не интересовался, но из чувства товари­ щества и самолюбия, чтобы не подумали, что он боится, дал день­ ги. Взявшие деньги попались, была найдена запуска, по которой узнали, что деньги даны Крыльцовым; его арестовали, посадили сначала в часть, а потом в тюрьму» (ч. Ill, VI). Последующий рассказ самого Крыльцова дополняет это, рас­ крывая обстоятельства, в которых завершилось оформление его революционных взглядов: — С тех пор я и сделался революционе­ ром. 10. Раскрывая внутренний мир героя, сложную диалектику его мыслей и действий, Толстой широко использует семантико­ стилистические возможности вставок, вкладывая в них сообщение о состоянии персонажа, о его истинных мыслях, не всегда адэ- кватных его речи, о мотивах его поступков, о несоответствии слов- реальным фактам и т. д.: «С этою успокоительною мыслью (но все-таки с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) княжна Марья,, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что окажет» (Война и мир, т. I, ч. 3, III) .—«Да еще вот что: пожалуйста, го­ лубчик, наточи мне саблю; затупи... (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?» (Война и мир, т. IV, ч. 3, X). «На всех был,— несмотря на то, что многих это оторвало от дела и рто они говорили, что тяготятся этим,— на всех был отпечаток некоторого удовольствия сознания совер­ шения общественного важного дела» (Воскресение, ч. I, V). «Ле­ вин шел большими шагами по большой дороге, прислушиваясь не столько к своим мыслям (он не мог еще разобрать их), сколько к душевному состоянию, прежде никогда им не испытанному»- (Анна Каренина, ч. V III, X II). — «Знаю, знаю,— сказал Воронцов (хотя он если и знал, то давно забыл все это). —Знаю,— сказал он, садясь и указывая Хаджи-Мурату на тахту, стоявшую у стены» (Хаджи-Му- рат, X). 11. Вставки могут содержать яркие, остроумные и эмоцио­ нально насыщенные замечания, характеризующие героя и выяв­ ляющие отношение автора к нему. Так, толстовское понимание 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=