ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
к которой была присоединена Катюша, ссылаемого в каторгу ча хоточного молодого человека Крыльцова... Отец его, богатый по мещик южных губерний, умер, когда он был еще ребенком. Он был единственный сын, и мать воспитывала его. Учился он лег ко и в гимназии и в университете и кончил курс первым канди датом математического факультета. Ему предлагали оставаться при университете и ехать за границу. Но он медлил. Была де вушка, которую он любил, и он подумывал о женитьбе и земской деятельности. Всего хотелось, и ни на что не решался. В это вре мя товарищи по университету попросили у него денег на общее дело. Он знал, что это общее дело было революционное дело, ко торым он тогда совсем не интересовался, но из чувства товари щества и самолюбия, чтобы не подумали, что он боится, дал день ги. Взявшие деньги попались, была найдена запуска, по которой узнали, что деньги даны Крыльцовым; его арестовали, посадили сначала в часть, а потом в тюрьму» (ч. Ill, VI). Последующий рассказ самого Крыльцова дополняет это, рас крывая обстоятельства, в которых завершилось оформление его революционных взглядов: — С тех пор я и сделался революционе ром. 10. Раскрывая внутренний мир героя, сложную диалектику его мыслей и действий, Толстой широко использует семантико стилистические возможности вставок, вкладывая в них сообщение о состоянии персонажа, о его истинных мыслях, не всегда адэ- кватных его речи, о мотивах его поступков, о несоответствии слов- реальным фактам и т. д.: «С этою успокоительною мыслью (но все-таки с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) княжна Марья,, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что окажет» (Война и мир, т. I, ч. 3, III) .—«Да еще вот что: пожалуйста, го лубчик, наточи мне саблю; затупи... (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?» (Война и мир, т. IV, ч. 3, X). «На всех был,— несмотря на то, что многих это оторвало от дела и рто они говорили, что тяготятся этим,— на всех был отпечаток некоторого удовольствия сознания совер шения общественного важного дела» (Воскресение, ч. I, V). «Ле вин шел большими шагами по большой дороге, прислушиваясь не столько к своим мыслям (он не мог еще разобрать их), сколько к душевному состоянию, прежде никогда им не испытанному»- (Анна Каренина, ч. V III, X II). — «Знаю, знаю,— сказал Воронцов (хотя он если и знал, то давно забыл все это). —Знаю,— сказал он, садясь и указывая Хаджи-Мурату на тахту, стоявшую у стены» (Хаджи-Му- рат, X). 11. Вставки могут содержать яркие, остроумные и эмоцио нально насыщенные замечания, характеризующие героя и выяв ляющие отношение автора к нему. Так, толстовское понимание 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=