ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ются творения Л. Толстого, нет ничего случайного, непреднаме­ ренного: каждое слово, каждое предложение включены в текст после тщательного отбора, неоднократной взыскательной правки рукописи и верстки. Строгий суд великого художника слова прошли, в частности, и предложения, осложненные вставными конструкциями. Выполняя различные стилистические функции, вставки не являются инородным, искусственно внесенным элемен­ том; они представляют собой компонент предложения, связанный различными средствами (смысл, лексические отношения, грамма­ тическая, в том числе интонационная, связь) с его структурой и семантико-стилистическим наполнением всего предложения или части его. Как правило, вставные единицы содержат сведения, ассоциа­ тивно связанные с содержанием, стилем основного предложения или даже нескольких предложений, но вынесенные автором как бы на второй план, на другую смысловую плоскость — ио усло­ виям семантического, синтаксического или стилистического ха­ рактера, благодаря чему вставка не делается чем-то второстепен­ ным, малозначащим; наоборот, она становится актуализованной, более заметной в смысловом и экспрессивном отношении. Напри­ мер: «Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах» (Война и мир, т. I, ч. 2, XX). «Нехлюдов подождал, пока солдат установил самовар (офицер проводил его маленькими злыми глазками, как бы прицеливаясь, куда бы ударить его)» (Воскресение, ч. Ill, V III). 6. Вставные единицы в прозе Л. Толстого являются одним из продуктивных и эффективных художественно-изобразительных средств. Они выполняют в тексте различные функции, вливаясь, за редким исключением, в семантико-стилистическую ткань дан­ ного или нескольких смежных предложений. 7. Во многих случаях, в конкретных семантико-синтаксических и стилистических условиях предложения, вставные единицы име­ ют характер дополнительного сообщения, коммуникативное со­ держание которого ассоциативно связывается с основной частью предложения или с одним из компонентов его; например: «Но он [Левин] ясно видел теперь (работа его над книгой о *сельском хозяйстве, в котором главным элементом хозяйства дол­ жен был быть работник, много помогла ему в этом),— он ясно ви­ дел теперь, что то хозяйство, которое он вел, была только жесто­ кая и упорная борьба между им и работниками, в которой на одной стороне, на его стороне, было постоянное напряженное стремление переделать все на считаемый лучшим образец, на другой же стороне — естественный порядок вещейя (Анна Каре­ нина, ч. Ill, XXIV). «Пушкин и Жуковский были для них [для 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=