ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

умный, глупый, последовательный... слова, которые не дают*, ни­ какого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать чело­ века, тогда как часто сбивают с толку» 1б. Основное в художественном творчестве, по мысли Толстого, показать, как человек на тебя подействовал. Толстой рисует зри­ тельные и звуковые картины при помощи определительных кон­ струкций с союзом как будто. Охотно прибегает писатель к кажу­ щейся причине, причине, предполагаемой по внешнему впечатле­ нию от поступков героев. «Но не одни эти дамы, почти все бывшие в гостиной, даже княгиня Мягкая и сама Бетси, по нескольку раз взглядывали на удалившихся от общего кружка, как будто это мешало им». (А. К-, 154). «Лампа все еще горела, и Катюша опять сидела одна у стола, как будто была в нерешительности». (В., 65). «Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него». (В. и М., 1, 534).. Постепенно углубляя и расширяя первое впечатление, Тол­ стой устанавливает истинность или ложность кажущейся причи­ ны, рисует физическое и духовное состояние человека в их взаи­ мопроникновении. Гипотетическая причина может, таким образом, совпадать и не совпадать с действительностью. Мнимая причи­ н а— не реальная, не существующая в действительности — исполь­ зуется Толстым для придания речи образности. Здесь вновь Тол­ стой обращается к приему остранения. «Mon ami!» — сказала мать умоляющим голосом, опять до­ трагиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокаивать или возбуждать его». (В. и М., I, 64). «А он, Иппо­ лит, тебе не говорил?— сказал князь Василий (обращаясь к сы­ ну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее),— а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она выгоняла его из дома?» (В. и М., II, 285). « К мнимой причине прибегает Толстой, чтоб подчеркнуть не­ обычность, исключительность ощущений своих героев, приводя­ щих к смещению действительности. * «Все самые жестокие слова, которые мог сказать грубый че­ ловек, он оказал ей в её воображении, и она не прощала их ему, как будто он действительно сказал их». (А. К., 815). «Когда су­ дебный пристав с боковой походкой пригласил опять присяжных в залу заседания, Нехлюдов почувствовал страх, как будто не он шел судить, но его вели на суд». (В., 69). «Когда же хозяйка, по просьбе англичанина, вместе с бывшим директором департамен­ та сели за пианино и заиграли хорошо разученную ими 5-ю сим­ фонию Бетховена, Нехлюдов почувствовал давно неиспытанное 16 Л. Н. Т о л с т ой. Из дневника. 4 июля 1856. Л. То л с т ой. О лите­ ратуре. Гослитиздат. М., 1955, стр. 5. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=