ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
Слово в творительном падеже выражается у Толстого суще ствительным, обозначающим состояние (ясность, стремитель ность, прелесть, раздражение, злоба). Тоща определительная конструкция легко может быть трансформирована в обстоятель ственную с обстоятельством образа действия вместо определяе мого творительного, в вариант «Р+обстоятельство образа дей ствия, как будто». Как и придаточные образа действия, опреде лительные конструкции с творительным падежом существитель ного, обозначающим состояние, передавали у Толстого прямую психологическую характеристику действия в главном предложе нии. «В эту минуту, домашняя жизнь его — шуточки с Петей, раз говоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спо койная постель в Поварском доме — с такою силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно про шедшее, потерянное и неоцененное счастье». (В. и М., I, 431). Однако большинство определительных конструкций в отличие от данных, лишь формально отличающихся от обстоятельствен ных и непосредственно характеризующих действие, передают яв ления так, как они на нас подействовали, опосредованно, через наши органы чувств, слух, зрение. 70% определительных конструкций у Толстого воссоздают зву чащую картину мира. Сказуемые главной части в них наряду с глаголами звучать, раздаваться выражаются глаголами гово рения (сказать, говорить, обратиться, предписывать, прибавить, вскрикнуть, застонать). Определяемыми словами являются суще ствительные, обозначающие характер звучания (тон, звук, голос, тон небрежный, строгий, вопросительный, усталости и уверенно сти, голос грустный, насмешка, гуканье). «Это его крестник»,— прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия». {В. и М., I, 66). «Что же это вы делаете?» — таким голосом, как будто он безвозвратно разбил что-то бесконечно драгоценное, вскрикнула она и побежала от него рысью». (В.12, 62). Иногда образ строится на зрительном впечатлении от пред мета. Сказуемыми главной части являются глаголы восприятия (смотреть, увидеть, представить, устремить глаза, устремиться, оглянуться, улыбнуться). Определяемым словом выступает от влеченное, «видовое» существительное (вид, выражение, вид ре шительный и отчаянный, улыбающийся, улыбка). «Муж смотрел на нее с таким видом, как будто он был удив лен, заметив, что кто-то еще, кроме него и Пьера, находился в комнате, однако с холодною учтивостью вопросительно обратил ся к жене». (В. и М., I, 35). Встречаются у Толстого комбинированные, зрительно-слухо- вые картины, выраженные при помощи конструкции со сказуе>2 В.— «Воскресение», М., Гослитиздат, 1948. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=