ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Слово в творительном падеже выражается у Толстого суще­ ствительным, обозначающим состояние (ясность, стремитель­ ность, прелесть, раздражение, злоба). Тоща определительная конструкция легко может быть трансформирована в обстоятель­ ственную с обстоятельством образа действия вместо определяе­ мого творительного, в вариант «Р+обстоятельство образа дей­ ствия, как будто». Как и придаточные образа действия, опреде­ лительные конструкции с творительным падежом существитель­ ного, обозначающим состояние, передавали у Толстого прямую психологическую характеристику действия в главном предложе­ нии. «В эту минуту, домашняя жизнь его — шуточки с Петей, раз­ говоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спо­ койная постель в Поварском доме — с такою силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно про­ шедшее, потерянное и неоцененное счастье». (В. и М., I, 431). Однако большинство определительных конструкций в отличие от данных, лишь формально отличающихся от обстоятельствен­ ных и непосредственно характеризующих действие, передают яв­ ления так, как они на нас подействовали, опосредованно, через наши органы чувств, слух, зрение. 70% определительных конструкций у Толстого воссоздают зву­ чащую картину мира. Сказуемые главной части в них наряду с глаголами звучать, раздаваться выражаются глаголами гово­ рения (сказать, говорить, обратиться, предписывать, прибавить, вскрикнуть, застонать). Определяемыми словами являются суще­ ствительные, обозначающие характер звучания (тон, звук, голос, тон небрежный, строгий, вопросительный, усталости и уверенно­ сти, голос грустный, насмешка, гуканье). «Это его крестник»,— прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия». {В. и М., I, 66). «Что же это вы делаете?» — таким голосом, как будто он безвозвратно разбил что-то бесконечно драгоценное, вскрикнула она и побежала от него рысью». (В.12, 62). Иногда образ строится на зрительном впечатлении от пред­ мета. Сказуемыми главной части являются глаголы восприятия (смотреть, увидеть, представить, устремить глаза, устремиться, оглянуться, улыбнуться). Определяемым словом выступает от­ влеченное, «видовое» существительное (вид, выражение, вид ре­ шительный и отчаянный, улыбающийся, улыбка). «Муж смотрел на нее с таким видом, как будто он был удив­ лен, заметив, что кто-то еще, кроме него и Пьера, находился в комнате, однако с холодною учтивостью вопросительно обратил­ ся к жене». (В. и М., I, 35). Встречаются у Толстого комбинированные, зрительно-слухо- вые картины, выраженные при помощи конструкции со сказуе>2 В.— «Воскресение», М., Гослитиздат, 1948. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=