ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

сти «Казаки» радость является проявлением избытка, сил, удаль­ ства, размаха и т. д. «Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей» (В. и М., I, 318). «Но доб­ рый человек, князь»,— заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика». (В. и М., I, 66). «Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха» (В и М., I, 469). «Лукашка смеялся глазами, как будто что-то особенное, независимое от разговора, происходило в это время между ним и девкой». (К .10, 195). Толстой стремится обнажить механизм поступков своих гег роев, пытается сделать ясным скрывающийся за ними подтекст, довести его до читателя. Сочетание противоречий позволяет Тол­ стому охватить явление во всей его ко\£плексной полноте. «Ах, да»,— сказал Петя с первого слова Денисова, кивая го­ ловой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова». (В. и М., II, 560). Описанием контраста между словами и тоном, каким они произнесены, Толстой добивается передачи иронического звуча­ ния речи героев. «Ну-с, что же вы ничего не говорите, обожатель и придвор­ ный императора Александра?» — сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим-нибудь обожателем и при­ дворным, кроме его, Наполеона». (В. и М., II, 36). Оживляет повествование обращение Толстого к приему остра- нения. Фальшь, неестественность поведения своих героев соз­ дается Толстым сопоставлениями заведомо ложными, нереальны­ ми. Нелепость сопоставления подчеркивает авторскую иронию над позерством и лицемерием его героев. «Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится» (В. и М., I, 102). «Это не история о при­ видениях?»— сказал он, усевшись подле княгини и торопливо пристроив к глазам свой лорнет, как будто без этого инструмен­ та он не мог начать говорить», (В. и М., I, 18). Яркости повествования способствуют также гиперболические сопоставления. «Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его». (В. и М., I, 129). «Пожа­ луйста, позволь!» — умоляла она мужа, как будто счастье жизни ее зависело от этого». (А. К., 534). Так как придаточные образа действия дают у Толстого психо­ логическую характеристику действия, то сказуемые придаточной части, как мы видели выше, выражаются при помощи глаголов, ю К.— «Казаки». JI. Н. То л с т ой. Собр. соч. в 14 томах, М., Гослитиздат, 1951, т. 3. 3* 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=