ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
А. М. СТРЕЛЬСКАЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗОМ КАК БУДТО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО В составе сложных предложений, которые Академическая грамматика объединяет под названием сравнительныхчасти ца как будто выполняет функцию союза с модальностью гипоте тичности. Данные предложения свойственны языку художествен ной литературы, они являются средством субъективного сближе ния. явлений, позволяют передать «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектику души»2. Творческой манере Толстого присуще раскрытие духовной жизни своих героев через поступки, описание того, как они по действовали на читателя. «В передаче таинственнейших движе ний психической жизни и знании человеческого сердца — основ ная сила таланта J1. Толстого»3. Придаточные «сравнительные» присоединяются у Толстого преимущественно союзом как будто и представлены собственно придаточными образа действия (42%) 4, сравнительно-определи- тельными (16%), сравнительно-степенными (7%), сравнительно- дополнительными (1%), придаточными гипотетической причины (33%) и гипотетической цели (1%). «Душевную жизнь, выраженную в сценах»5, писатель создает прежде всего средствами конструкций образа действия. Придаточные образа действия показывают характер протека- ния действия в главном предложении. Наиболее отчетливо отно шения образа действия представлены в формуле «Р (сказуе мое) + так, как будто». «С первой молодости он держал себя так, как будто готовил 1 Грамматика русского языка, АН СССР, М., 1960. т. II, Синтаксис, ч. II, стр. 340. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и н. Детство и отрочество. Военные рассказы. Из бранные сочинения. Гослитиздат, М.—Л., 1950, стр. 705. 3 Т а м же. 4 Подсчеты сделаны на основании романов Толстого «Война и лир», «Анна Каренина», «Воскресение». 5 Л. Т о л с т ой. В. Г. Черткову, 5 мая 1855. Л. То л с т ой. О лите ратуре. Гослитиздат, М., 1950.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=