ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Каренина, т. I, стр. 338); «...Нехлюдов... поспешил на этапный двор... просить разрешения свидания». (Воскресение, ч. III, стр. 328); «Она сама чувствовала, что при виде его радость свети­ лась в ее глазах...» (Анна Каренина, т. I, стр. 119). Это обороты с отглагольными существительными при поездке, при встрече, перед входом, перед отъездом, после кончины и т. п. Л. Н. Толстой употребляет отглагольные существительные ча­ сто. В каких же случаях он заменяет их придаточными предло­ жениями? Это происходит в том случае, если оборот с отглаголь­ ным существительным затемняет смысл высказываемого, лишает его точности. Глагол-оказуемое, обладающий категориями вида, времени, залога, придает описанию конкретность, определен­ ность. Например: «Вчерашних чувств сожаления о том, что он отдает землю и уничтожает хозяйство, не было и следа». (Воскресение, ч. II, стр. 177). При замене придаточного предложения о том, что он отдает землю и уничтожает хозяйство оборотом ...сожаления об отда­ че земли и уничтожения хозяйства исчезнет восприятие несовер­ шенное™ действия, создается впечатление его совершенности. Кроме того, Л. Н. Толстой предпочитает придаточные предложе­ ния в том случае, если ^нет нужды в использовании выразитель­ ных возможностей оборотов с отглагольными существительными: «Она вошла к нему в кабинет, чтоб объявить ему свое реше­ ние». (Анна Каренина, т. II, стр. 288). Ср.: Она вошла к нему в кабинет для объявления ему своего решения. «Для того же, что­ бы, теоретически разъяснить все дело и окончить сочинение, кото­ рое, сообразно мечтаниям Левина, должно было...» (Анна Каре­ нина, т. I, стр. 315). Ср.: Для теоретического разъяснения всего дела и окончания сочинения, которые, сообразно мечтаниям Леви­ на, должно... Таким образом, художественные произведения Л. Н. Толсто­ го убеждают нас в том, что отглагольные существительные при­ надлежат не только официально-деловому стилю. Они могут соз­ давать нейтральный стиль, наряду с синонимичными им прида­ точными предложениями, а при умелом, мастерском использова­ нии их служат ярким изобразительно-выразительным средством. Умелое, мастерское использование того или иного языкового яв­ ления предполагает, что все они в совокупности образуют худо­ жественную систему. Все должно быть закономерно, художествен­ но оправдано, как у Л. Н. Толстого. 'l

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=