ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

224); «...Рассказывал свою историю, чтобы, можно было не верить ед »' (Отрочество, стр. 124); «А чтобы вам веселей было, Вланг пойдет с вами за орудийного фейерверка» (Севастополь в авгу­ сте стр. 212); «Найди ты ее гнездо и оплети плетешок кругом, 1 /гоб ей пройти нельзя» (Казаки, стр. 208); в) инфинитивным: «На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться» (Казаки, стр. 192). Главное предложение чаще всего бывает двусоставным лич­ ным, т. к. целевое придаточное предполагает целенаправленное действие со стороны деятеля главного предложения. Но главное может быть и односоставным. 1) Определенно-личное главное предложение. «Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика...» (Детство, стр. 39); 2) неопределенно-личное: «На второй день бомбардирования не успевали убирать тела на бастионах и выкидывали их в ров, чтобы они не мешали на батареях» (Севастополь в августе, стр. 213); 3) главное безличное предложение. Особо следует остановиться на безличных главных предло­ жениях. Сама природа целевых придаточных, казалось бы, исключает безличность главного предложения. Это, вероятно, дает основание В. А. Белошапковой утверждать, что «в целевых слож­ ноподчиненных предложениях как их главные части не могут быть употреблены безличные предложения, так как им несвой­ ственно обязательное для главной части сложного предложения этбго типа значение произвольного целенаправленного действия; исключение составляют только безличные предложения, выра­ жающие необходимость» и. Однако наблюдение над сравнительно большим количеством сложноподчиненных предложений с целевыми придаточными по­ казывает, что главное предложение может быть безличным не только со значением необходимости, но и, реже, с иными значе­ ниями: «...Что может дать искусство и как нужно приняться за него, чтобы оно дало что-нибудь» (Юность, стр. 268); «...Но достаточ­ но было только присутствия даже молчаливого третьего лица, чтобы между нами завязывались самые интересные и разнообраз­ ные разговоры» (Отрочество, стр. 169); «Я делаю чудные планы 0 том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться». (Детство, стр. 82); «Ему бы хотелось подойти к адъютанту, с которым он кланялся, и поговорить с этими госпо­ дами совсем не для того, чтобы, капитан Обжогов и прапорщик Сусликов... видели, что он говорит с ними...» (Севастополь в мае, СТР- 130). «...мальчиков давно пора было прислать сюда, чтобы они могли чему-нибудь учиться и привыкать к свету»... (Детство, СТР- 57). 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=