ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
224); «...Рассказывал свою историю, чтобы, можно было не верить ед »' (Отрочество, стр. 124); «А чтобы вам веселей было, Вланг пойдет с вами за орудийного фейерверка» (Севастополь в авгу сте стр. 212); «Найди ты ее гнездо и оплети плетешок кругом, 1 /гоб ей пройти нельзя» (Казаки, стр. 208); в) инфинитивным: «На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться» (Казаки, стр. 192). Главное предложение чаще всего бывает двусоставным лич ным, т. к. целевое придаточное предполагает целенаправленное действие со стороны деятеля главного предложения. Но главное может быть и односоставным. 1) Определенно-личное главное предложение. «Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика...» (Детство, стр. 39); 2) неопределенно-личное: «На второй день бомбардирования не успевали убирать тела на бастионах и выкидывали их в ров, чтобы они не мешали на батареях» (Севастополь в августе, стр. 213); 3) главное безличное предложение. Особо следует остановиться на безличных главных предло жениях. Сама природа целевых придаточных, казалось бы, исключает безличность главного предложения. Это, вероятно, дает основание В. А. Белошапковой утверждать, что «в целевых слож ноподчиненных предложениях как их главные части не могут быть употреблены безличные предложения, так как им несвой ственно обязательное для главной части сложного предложения этбго типа значение произвольного целенаправленного действия; исключение составляют только безличные предложения, выра жающие необходимость» и. Однако наблюдение над сравнительно большим количеством сложноподчиненных предложений с целевыми придаточными по казывает, что главное предложение может быть безличным не только со значением необходимости, но и, реже, с иными значе ниями: «...Что может дать искусство и как нужно приняться за него, чтобы оно дало что-нибудь» (Юность, стр. 268); «...Но достаточ но было только присутствия даже молчаливого третьего лица, чтобы между нами завязывались самые интересные и разнообраз ные разговоры» (Отрочество, стр. 169); «Я делаю чудные планы 0 том, как мы проведем его, и недостает только тебя, чтобы им осуществиться». (Детство, стр. 82); «Ему бы хотелось подойти к адъютанту, с которым он кланялся, и поговорить с этими госпо дами совсем не для того, чтобы, капитан Обжогов и прапорщик Сусликов... видели, что он говорит с ними...» (Севастополь в мае, СТР- 130). «...мальчиков давно пора было прислать сюда, чтобы они могли чему-нибудь учиться и привыкать к свету»... (Детство, СТР- 57). 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=