ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ности каких-то неопределенно мыслимых предметов, явлений, обладающих одним и тем же признаком, называется один или несколько: ...«Не было ли у тебя чего-нибудь неприятного с Пет­ ровым?» (8:240); «Расскажите нам что-нибудь забавное, но не злое,— сказала жена посланника... (8:143); «И как я смел соеди­ нить мысль о чем-нибудь не невинном с этим трогательным су­ ществом!» (8:406); ...«Никакой возможности найти что-нибудь не найденное в Европе...» (8:425); «Что ж, это филантропическое что-нибудь?— Не филантропическое, а сердечное» (9:277); ...«Осуждал их, насколько он мог осуждать что-либо высочайше утвержденное» (9:388). В нескольких случаях форма среднего рода используется для обозначения неопределенного множества явлений, предметов: ...«Говорили многое, но никогда не говорили того, в чем состоя­ ла их настоящая цель» (8:362). Формы среднего рода прилагательных и причастий с абстракт­ ным значением делают лаконичнее и ёмче речь по сравнению с описательными оборотами. Особенно удобными в этом отноше­ нии оказываются субстантивированные причастия, не прошедшие процесса адъективации3; их очень часто употребляет Л. Толстой и в своей речи, и в речи героев, особенно мужчин, рассуждаю­ щих на различные, прежде всего философские, темы: ...«Всякие приготовления, оскорбляющие своим ничтожеством величие совершающегося»... (9:176); ...«Понять невозможность отнять назад данное» (8:324); «Ты только взял чужую мысль, но изуродовал ее и хочешь прилагать к неприложимому» (8:372); «Иван учил ее, как цеплять за лисицу, и чему-то сказанному ею громко расхохотался» (8:292); ...«Оказывалось, что обойденное вырастало опять на конце и опять преграждало путь» (9:227); ...«Сообщил о слухах, дошедших до него, о происшедшем в ко­ миссии». (8:338); «Он быстро стер написанное»... (8:422); ...«Один из стоявших ливрейных лакеев тотчас принес требуемое» (9:271). Однако наряду с субстантивированными в форме среднего рода причастиями в романе широко используются и описатель­ ные обороты, в которых на первый план выносится указание на грамматический предмет, признак 'которого обозначается глаго­ лом или прилагательным, в субстантивированном же причастии носитель признака находится «в тени», на втором плане: ...«Не верили ни слову из того, что говорила мать... не могли представить того, чем они пользуются.......то, что они разрушают, есть то самое, чем они живут...» (9:384); «Если ты не стараешь­ ся узнать того, что нужнее всего для христианина... то что же 3 Многие лингвисты считают, что все субстантивированные причастия про шли процесс адъективации (см.: М. Ф. Л у к и н . Переход причастий в существи­ тельные. «Русский язык в школе», 1957, № 4; В. Н. К р е т о в а. Переход прича­ стий в другие части речи. «Русский язык в школе», 1955, № 4 и др.), с чем нельзя согласиться. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=