ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Эти приемы непосредственно подчинены задаче речевой харак­ теристики героев, однако часто они попутно выполняют и ряд дру­ гих стилистических функций. Так, в репликах патриархального косноязычного Акима недо­ статочная синтаксическая организованность речи, частые повторы -слов, частей фразы, специфических излюбленных словечек служат не только средством его индивидуально-психологической характе­ ристики, но и одним из 'важных приемов 'выражения идеи драмы. Благодаря умелому и рациональному использованию перечислен­ ных языковых средств, индивидуализирующих речь Акима, усили­ вается идейное звучание в «ударных» репликах четко отточенных фраз и афоризмов, непосредственно выражающих идею драмы. В этих репликах сохраняются типичные особенности речи героя, но повторяются, четко выделяясь в фразе, те слова, которые осо­ бенно важны в идейном отношении. «Аким. Обиды мне, тае, никакой нет, обиды нет, значит, а только что, тае, вижу я, значит, что к погибели, значит, сын мой, к погибели сын, значит. Погибель-то, погибель, весь ты в погибе­ ли. Я тебе летось что говорил?» (д. 3, явл. 15). Особой стилистической задаче подчинено использование не­ оформленных, отрывочных синтаксических конструкций в репликах персонажей в драматически напряженные моменты действия. Вы­ ступая как средство индивидуальной речевой характеристики ге­ роев, такие конструкции помогают естественно и ярко передать их глубокие переживания и подчеркнуть драматизм происходящих событий. Показательно усиление разговорной стихии речи в репликах Никиты по мере постепенного раскрытия его глубоких внутренних переживаний. Сложные конструкции уступают место кратким про­ стым предложениям разговорного типа; в наиболее напряженные моменты они сменяются неполными и отрывочными фразами. В сцене убийства ребенка потрясенный Никита теряет дар ■связной речи, произносит повторяющиеся обрывки фраз: — «Жив все! Не могу! Жив!.. Что ж это они сделали? Что они со мной сделали? Пищал как. Как захрустит подо мной. Что они со мной сделали! И жив, все, право, жив!.. Пищит... Во пи­ щит...» (д. 4, явл. 14). Психологической заостренности высказываний достигает писа­ тель с помощью аналогичного приема и в репликах героев иного социального круга, где этот прием органично сочетается с соответ­ ствующими речевыми средствами, характерными для изображаемо­ го персонажа. Естественно передано, например, внутреннее состо­ яние Лизы в сцене объяснения ее с Анной Дмитриевной. В составе большинства реплик отмечается тесная смысловая и синтаксическая спаянность простых и небольших по объему слож­ ных предложений. Содержание такой реплики раскрывается с по­ мощью одной или нескольких групп предложений, составляющих сложное смысловое и грамматическое единство. Как и в составе И * 405

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=