ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

иной мере и форме присуща речи всех персонажей Толстого — в соответствии с индивидуально-психологическими чертами каждого из них. Например: «Таня . Да что ж мне скрываться? Мое дело сиротское, а вы сами знаете здешнее городское заведение: всякий пристает; хоть бы Григорий Михайлович, проходу от него нету. Тоже и этот... знаете? Они думают, что у меня души нет, что я только им для за­ бавы далась...» (д. 1, явл. 61); « Л е о н и д Ф е д о р о в и ч . Ну так приезжайте. Сначала Грос­ ман, а потом Капчич, и наш сеанс медиумический... .(Федору Ива­ новичу). Не вернулся посланный от Капчича?» (д. 1, явл. 21). В репликах крестьянских персонажей драмы «Власть тьмы» и комедии «Плоды просвещения» общая особенность синтаксиса Л. Н. Толстого нашла своеобразное отражение, воплотившись в народно-разговорной форме речи героев. Глубокое слияние толстовского и подлинно народного в струк­ туре сложных синтаксических построений обнаруживается, в част­ ности, в использовании предложений, которые образуются как бы в несколько приемов, «набегающими одна на другую волнами». Профессор А. Б. Шапиро считает такие предложения типичными для южнорусских северных говоров6. В подборе и организации конструкций такого типа сохраняет­ ся особенность построения сложных предложений в пьесах Толсто­ го: части сложного целого, сопоставляясь друг с другом, уточняя или разъясняя предыдущее предложение, выражают мысль гово­ рящего лица как бы в процессе ее формирования. Высказывание приобретает своеобразный убеждающий характер. В структуре подобных построений обычно логически и интона­ ционно выделяется последняя часть, которая обобщает высказы­ вание, создавая его особую весомость и убедительность. «Аким. Думал, тае, дай, значит, схожу, тае, к сынку, к сын­ ку пройду. Не рано пошел, пообедал, значит, пошел; ан снежно как, тае, тяжко, идти, тяжко, вот и, тае, запоздал, значит. А сы­ нок дома? Дома сынок-то есть?» (д. 3, явл. 4); «3-й мужик . Уж это будь в надежде, себя заложим, а того не сделаем, чтоб как-нибудь, а скажем, как-никак, а чтобы, ска­ жем, того... как должно», (д. 1, явл. 26). Мастерство Толстого в показе им сложного процесса выраже­ ния мысли персонажа выявляется и в использовании частных синтаксических приемов, с помощью которых в пьесах поддержи­ вается разговорный характер речи действующих лиц: незакончен­ ность высказываний, повторы отдельных слов и частей фразы, не­ достаточная синтаксическая оформленность конструкций, нарочито неоправданное включение в реплики вводных слов и т. д. 6 А. Б. Ш а п и р о . Очерки по синтаксису русских народных говоров. Изд. АН СССР. М., 1953, стр. 31. 404

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=