ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

б результате которой каждая часть высказывания четко выделяет­ ся в смысловом отношении, приобретая особую значительность и весомость, при одновременной органической связи всех составных элементов сложной конструкции. Смысловая связь и взаимозави­ симость частей особенно отчетливы ib составе сложных предложе­ ний с несколькими придаточными, подробно разъясняющими и уточняющими единую мысль, выраженную с помощью этих конст­ рукций. «Проще» и меньше по объему сложные предложения в репли­ ках Феди Протасова, воспроизводящих особенности эмоционально приподнятой литературной речи героя, в уста которого вложены идейно важные высказывания. Принцип же построения синтаксиче­ ских конструкций здесь тот же, что у других персонажей и в про­ изведениях JI. Н. Толстого иного жанра: сложные предложения и в этом случае включают несколько частей, осложненных обособ­ ленными, уточняющими оборотами речи, однородными членами. Мысль говорящего лица раскрывается так же подробно, обосно­ ванно, расчлененно, хотя и в более живой разговорной форме, чем в репликах профессора. «Федя . ...Я в своем падении счастлив тем, что я сделал, что должно, что я, негодный, ушел из жизни, чтобы не мешать тем, кто полон жизни и хорош. И мы все живем. Вдруг является не­ годяй, шантажист, который требует от меня участия в шантаже. Я прогоняю его. Он идет к вам, к борцу за правосудие и охрани­ телю нравственности. И вы, получая 20 числа по двугривенному за пакость, надеваете мундир и с легким духом куражитесь над ними, над людьми, которых вы мизинца не стоите, которые вас к себе в переднюю не пустят. Но вы добрались и рады...» (д. 6, явл. 4). В речи большинства персонажей JI. Н. Толстого преобладают синтаксические построения разговорного типа: неполные простые, бессоюзные сложные предложения, сопоставительные, присоеди­ нительные конструкции. С их помощью воспроизводятся характер­ ные черты разговорной речи героев и одновременно усиливается дина;мизм повествования, вносится большое разнообразие интона­ ционных оттенков в реплики действующих лиц. Употребление та­ ких конструкций в первую очередь связано с жанровой специфи­ кой произведений, однако в их подборе прослеживаются общие принципы организации синтаксических единиц речи писателем, а также некоторые особенности изображения им персонажей. Обилие частиц, вводных слов, обращений, вопросов в составе простых предложений создает особую эмоциональную выразитель­ ность речи героев, частое использование уточняющих и разъясня­ ющих конструкций в сочетании со специфически разговорными синтаксическими приемами придает ейхарактер свободных и есте­ ственных рассуждений. Всем этим заостряется внимание на внут­ ренней, психологической стороне высказываний. Эта черта в употреблении синтаксических средств в той или 14* 403

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=