ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

тах); Подходит к лампочке, хочет завернуть (опустить фитиль уменьшить пламя); делает петлю, прикидывает на шею; поднима­ ется идти, кланяется в ноги, кланяется в землю; б ер е т скребку но жмется, грозит вожжами, мотает головой, затыкает уши, ко­ выряет мозоли, трясется весь, хнычет, сопит, воет, отдувается, икает, сопит, воет, рычит, кличет. В характеристике действующих лиц тоже употребляются сло­ ва и устойчивые сочетания, свойственные описываемой среде: вы­ пивши, дурковата, крепка на ухо. Отбором лексики достигается точность в представлении читате­ лю быта крестьян и создается определенное единство авторской описательной части пьесы и речевой, данной в .виде диалогов дей­ ствующих лиц. Следовательно, стиль авторского текста пьесы вов­ се не нейтральный и безликий; в нем отражаются общие принципы писателя в отборе языковых средств, сказывается глубокое знание жизни, быта описываемой среды и ее языковых особенностей. Ав­ торский текст в пьесах заслуживает разностороннего изучения. Для стиля авторской речи в драмах J1. Толстого характерно внесение элементов повествования в описательную часть текста, а в комментирующей части — особенное внимание действиям пер­ сонажей: сочетанием слов и действий создается динамичность пьесы. В построении авторского текста пьесы Л. Толстого ,не име­ ют шаблона. Он искал новых форм для каждой пьесы. Оставаясь в общих рамках жанра, писатель применяет разные приемы отбора материала для авторского текста и соотношения речи автора и персонажей. В одном отношении Л. Толстой остался в рамках традиции: в членении действий на явления с перечнем участников каждого явления, что-ведет к повторениям и отяжеляет текст пьесы для читателя. Пьесы Л. Толстого имеют по нескольку редакций. <Он перестра­ ивал пьесы в процессе предварительной работы над ними и после постановки на сцене, в частности в Ясной Поляне. Это отражено в дневнике писателя; 21 января 1890 г. он записал о «Плодах просвещения»: «Поправлял комедию, читал... Странное дело эта забота о совершенстве формы. Недаром она. Но недаром тогда, когда содержание доброе. Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, ее бы не читали и одна миллионная тех, которые читали ее теперь. Надо заострить художественное произведение, чтоб оно проникло. Заострить и значит сделать ее совершенной художест­ венно — тогда она пройдет через равнодушие и повторением возь­ мет свое»6. Пьесы Льва Толстого прошли через равнодушие и живут на сцене советского театра и зарубежных стран. 6 Л. Н. Т о л с т ой. Собр. соч. в 20 томах, т. 19, М., 1965, стр. 410. 400

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=