ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

за сценой, помещая между репликами развернутые предложения, даже с элементами прямой речи: «За сценой голос Акулины: «Псе, псе, псе...». Слышно, жеребе­ нок ржет, и лошади вбегают в ворота. Ворота скрипят» (Власть тьмы, д. 1-е, явл. 2). «Слышно пение цыганских песен с гитарой из комнаты Василия Леонидыча» (Плоды просвещения, д. 1-е, явл. 36). «Слышны голоса и бубенчики. Лида встает и подходит к краю террасы». (Живой труп. Д. 5, карт. 2, явл. 1). Как видно из приведенных примеров, все происходящее за сценой непосредственно связано с действием на сцене. 4. Замечания к репликам персонажей— это собственно ремар­ ки. Они включаются между названием действующего лица (го­ ворящего) и его словами, ими может разделяться реплика, они могут стоять после слов персонажа, т. е. эти ремарки могут быть препозитивны по отношению к реплике, интерпозитивны и пост- позитивны. Но они отличаются от авторских ремарок в прозе тем, что не образуют конструкции с прямой речью; тем, что в пьесе всегда высказывание каждого нового лица вводится именитель­ ным называния, стоящим перед репликой, а ремарки заключаются в скобки, этой внешней приметой показывается синтаксическая расчлененность слов персонажа и ремарки. Ремарки, как правило, представляют собой грамматически неполные предложения. В от­ личие от прозы, они не содержат глаголов говорения. У Л. Тол­ стого явно преобладают в ремарках личные формы глагола, ука­ зывающие на действия, связанные с высказыванием, например: «Анисья (вносит самовар). Куда ставить-то?» (Власть тьмы, д. 3-е, явл. 15). «Анисья (замахивается на нее). Я тебя! Чтоб духу твоего не слыхала» (Власть тьмы, д. 4-е, явл. 9). «Никита. Я? Я полежу тут (Ложится в соломе)» (Там же, явл. 5). «Никита. То-то (Удерживается за косяк). Нет, ты скажи, какой ногой Чи- ликин в избу ступает?» |(там же, д. 3, явл. 7). Встречаются, однако, и ремарки в виде полных двусоставных предложений, когда в реплику включается описание действий не только говорящего, но и другого лица: «Анютка. Батюшка, пойдем, что ль? (Никита молчит, Анютка тянет его за руку). Батя, иди благословляй-то!» (Д. 5-е, явл. 6). У Л. Толстого сравнительно редки ремарки, квалифицирующие реплику, бпределяющие ее тон и тем самым показывающие на­ строение говорящего, оценивающие модальную окраску речи; или же указывающие мимику или жесты говорящего. «Петр (хмурится). Деньги, коли что, летом отслужит» (Власть тьмы, д. 1-е, явл. 5). «Анисья (задумывается). На свадьбу, гово­ рит, приходи. Это что ж они вздумали? Женить?» (Там же, явл. 7). «Матрена... Разве я не вижу (подмигивает), к чему дело Клонит» (Там же, явл. 10). «Аким (разгорячась). Облыжно, ста­ руха, значит, на девку, тае, облыжно» (там же, явл. 11). Часты у Л. Толстого ремарки, указывающие адресата, они вы­ ражаются дательным без предлога, с предлогом к или винитель­ 397

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=