ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

После реплик, формой двусоставных предложений, Л. Толстой сообщает об уходе оо сцены действующих лиц и о появлении на сцене новых участников действия. Так как Л. Толстой делит дей­ ствие пьесы на явления, то в авторском тексте постоянно встре­ чается повторение типа: «Семен уходит. Явление одиннадцатое. Те же, без Семена» (Плоды просвещения, д. 2-е). «Марья Константиновна, Бетси, Пет­ рищев и Василий Леонидыч уходят. Явление восемнадцатое. Те же без Бетси, Марии Константиновны, Петрищева и Василия Лео- нидыча» (Т а м ж е ). «Входит полковник с писарем, Генерал по­ дает ему руку. Явление третье. Те же и полковник с писарем» (И свет во тьме светит, д. 3-е). Такие повторения, вероятно, полезны режиссеру, но читателю они совершенно не нужны, они осложняют текст пьесы, делают его тяжелым для чтения. В одной части текста Л. Толстой может совмещать традицион­ ное оформление «явления» с мотивами повествования: «Федор Иваныч уходит. Явление пятое. Те же, без Федора Ива­ ныча. Как только Федор Иваныч уходит, на печке слышно крях­ тенье». (Плоды просвещения, д. 2-е). Слова «как только Федор Иваныч уходит» для пьесы лишние, так как уже сказано об уходе Федора Иваныча и о том, что а следующем явлении он не участвует. Получается тройное повторе­ ние. О появлении новых лиц на сцене иногда сообщается перед репликами нового «явления», например: «Явление второе. Те же, входит кухарка, заглядывает на печ­ ку, делает туда знаки и тотчас же начинает оживленно говорить с Федором Иванычем». (Плоды просвещения, д. 2-е). «Явление восемнадцатое. Те же. Входят Бетси и Марья Константиновна и вступает в разговор с Петрищевым» (Плоды просвещения, Д. 3-е). Встречается у Л. Толстого авторский текст описательного ти­ па о появлении новых лиц, который помещается перед репликами, но заключается в скобки: «Явление седьмое. Те же и Никита (Входит Никита пьяный с мешком и узлом подмышкой и с покупками в бумаге, отворяет дверь и останавливается)». (Власть тьмы, д. 3-е). Кроме того, ремарки «входит» или «выходит» вносятся в скоб­ ках между названием персонажа и его репликой, если действие я слова совпадают во времени: «Явление второе. Те же и кума (входит), Не ворочался, видно твой-то?» (Власть тьмы, д. 3-е). «Явление восьмое. Никита и Анисья (выходит). Ты где ж тут?» (Власть тьмы, д. 4-е). Следовательно, у Л. Толстого нет шаблона в приемах описа­ ния действий, происходящих на сцене, в частности в сообщениях об изменениях в составе действующих лиц на сцене. Толстой привлекает внимание зрителей к сцене, к тому, что на ней происходит, и лишь в редких случаях к тому, что делается 396

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=