ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ем: в начале пьесы представлен полный перечень действующих лиц с минимальными пояснениями: указаниями родственных от­ ношений или общественного положения, иногда без всяких пояс­ нений, а характеристика некоторых действующих лиц вплетается в описание сцены в начале действия или в середине его, когда персонажи появляются на сцене. Иногда у Л. Толстого, в тексте пьесы повторяется та характеристика, которая уже была дана в перечне действующих лиц: В пьесе «Плоды просвещения»: «Григорий, лакей, лет 28, красавец собой, развратный, завист­ ливый и смелый» (в перечне д. л.). «Григорий (молодой и краси­ вый лакей, глядится в зеркало и прихорашивается)». (Д. 1-е, явл. 1-е). Следовательно, у Л. Толстого не было единства в приемах представления действующих лиц, в каждую пьесу он вносит эле­ менты нового. 2. В описании места и времени действия, помещаемых в нач ле каждого действия, Л. Толстой тоже пользуется приемами эпи­ ческого жанра: он строит двусоставные распространенные пред­ ложения, например: «Действие происходит вечером того же дня, в маленькой гости­ ной, где всегда производятся у Леонида Федоровича опыты» (Пло­ ды просвещения, д. 3-е)». «Действие происходит осенью в большом селе. Сцена представляет просторную избу Петра. Петр сидит на лавке, чинит хомут. Анисья и Акулина прядут». (Власть тьмы,- д. 1-е) «Театр представляет переднюю богатого дома в Москве» (Плоды просвещения, д. 1-е); «Театр представляет внутренность4 людской кухни» (Там же, д. 2-е). Слова «театр (или сцена) представляет», «действие происходит» для пьесы лишние. В этом жанре издавна стали применяться но­ минативные или неполные безглагольные предложения, в которых только называется то, что есть на сцене, или определяется время действия. И Л. Толстой применяет эти характерные для пьес структуры, но сравнительно редко, например: «Действие в деревне, на террасе, обросшей плющом» (Живой труп, д. 5-е, карт. 2). Или слово «действие» опускается: «В трактире. Отдельный кабинет» (Живой труп, д. 4-е, карт. 1-я), у Афремова в кабинете (Живой труп, д. 2-е, карт. 2)- Наконец, прибегает писатель и к номинативным предложе­ ниям: «Грязная комната трактира. Стол с пьющими чай и водку», (Живой труп, д. 5-е, карт. 1-я), «Камера судебного следователя» (Живой труп, д. 6-е, карт. 1-я). «Осень. Вечер. Месяц светит. Внутренность двора». (Власть Тьмы, д. 4-е). Иногда Л . Толстой со­ единяет описание сцены с представлением действующих лиц, тог­ да получается сближение драмы с повествованием, своеобразное соединение частей, которые в драме принято давать раздельно, например: 394

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=