ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ние прочитать пьесу вело за собой совершенствования в соотноше­ нии речевых слоев автора и персонажей. Отношение к авторскому тексту как вспомогательному, служеб­ ному элементу драмы вело к тому, что он не изучался языковеда­ ми. Лишь в последнее десятилетие появилось несколько работ, посвященных авторской речи в драме. В исследования эти проник­ ло широкое понимание ремарки как авторского текста вообще, например, Л. А. Шувалова пишет: «Сценические ремарки пред­ ставляют собой слова автора в драматическом произведении»2. Кроме того, в языкознании закрепляется квалификация авторской речи как элемента служебного: «Когда читается вся пьеса, она предстает перед читателем, прежде всего, как высказывания пер­ сонажей. К этому основному тексту «подстраиваются» ремарки как служебный речевой слой, сохраняющий, однако, свою стили­ стическую самостоятельность»3. Р. М. Ахматова пишет, анализи­ руя пьесы М. Горького: «В принципе ремарка выполняет чисто служебную функцию, т. е. представляет собой деловые советы или требования, предъявляемые драматургом .к работникам театра, ак­ теру, режиссеру, художнику»4. Несмотря на такую оценку ремар­ ки, автор признает ее компонентом единого целого, драмы, и на­ ходит в ней типичную для М. Горького семантико-стилистическую систему, свойственную драматургии Горького5. Авторский текст драмы не однороден. Его функцией в драме определяется его содержание, местоположение по отношению к репликам персонажей и синтаксическое построение. По содержа­ нию в авторском тексте выделяются четыре части: 1— перечень действующих лиц с их краткой характеристикой, 2 — описание ме­ ста и времени действия, 3 — описания действий, происходящих на сцене и за сценой, 4 — замечания к репликам персонажей. По характеру связи с репликами персонажей и по синтаксиче­ ским признакам в авторском тексте выделяется две части: описа­ тельная и комментирующая. В первую входит описание действую­ щих лиц, места и времени действия, а также самих действий, во вторую — замечания к репликам, собственно ремарки. 1. Перечень действующих лиц с их краткой характеристикой традиционно дается в самом начале пьесы. От этой традиции дра­ матурги иногда отступают; например, А. Н. Островский в ряде пьес не давал общего перечня действующих лиц, а перечислял «лица» перед каждым актом. У Л. Толстого нет единого приема представления героев. Писатель как будто ищет в каждой новой пьесе'способа представления персонажей. Так, во «Власти тьмы» 2 Л. А. Ш у в а л о в а . Стилистико-грамматические особенности авторских Ремарок (германские языки). Автореф. канд. дисс., М., 1969. 3 T а м же, стр. 19. 4 Р. М. А х м а т о в а . Специфика горьковской ремарки. Днепропетровский г°с. университет. «Исследования по русскому языку», Днепропетровск, 1970, « р . 114. 5 T а м же, стр. 119. 391

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=