ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
ние прочитать пьесу вело за собой совершенствования в соотноше нии речевых слоев автора и персонажей. Отношение к авторскому тексту как вспомогательному, служеб ному элементу драмы вело к тому, что он не изучался языковеда ми. Лишь в последнее десятилетие появилось несколько работ, посвященных авторской речи в драме. В исследования эти проник ло широкое понимание ремарки как авторского текста вообще, например, Л. А. Шувалова пишет: «Сценические ремарки пред ставляют собой слова автора в драматическом произведении»2. Кроме того, в языкознании закрепляется квалификация авторской речи как элемента служебного: «Когда читается вся пьеса, она предстает перед читателем, прежде всего, как высказывания пер сонажей. К этому основному тексту «подстраиваются» ремарки как служебный речевой слой, сохраняющий, однако, свою стили стическую самостоятельность»3. Р. М. Ахматова пишет, анализи руя пьесы М. Горького: «В принципе ремарка выполняет чисто служебную функцию, т. е. представляет собой деловые советы или требования, предъявляемые драматургом .к работникам театра, ак теру, режиссеру, художнику»4. Несмотря на такую оценку ремар ки, автор признает ее компонентом единого целого, драмы, и на ходит в ней типичную для М. Горького семантико-стилистическую систему, свойственную драматургии Горького5. Авторский текст драмы не однороден. Его функцией в драме определяется его содержание, местоположение по отношению к репликам персонажей и синтаксическое построение. По содержа нию в авторском тексте выделяются четыре части: 1— перечень действующих лиц с их краткой характеристикой, 2 — описание ме ста и времени действия, 3 — описания действий, происходящих на сцене и за сценой, 4 — замечания к репликам персонажей. По характеру связи с репликами персонажей и по синтаксиче ским признакам в авторском тексте выделяется две части: описа тельная и комментирующая. В первую входит описание действую щих лиц, места и времени действия, а также самих действий, во вторую — замечания к репликам, собственно ремарки. 1. Перечень действующих лиц с их краткой характеристикой традиционно дается в самом начале пьесы. От этой традиции дра матурги иногда отступают; например, А. Н. Островский в ряде пьес не давал общего перечня действующих лиц, а перечислял «лица» перед каждым актом. У Л. Толстого нет единого приема представления героев. Писатель как будто ищет в каждой новой пьесе'способа представления персонажей. Так, во «Власти тьмы» 2 Л. А. Ш у в а л о в а . Стилистико-грамматические особенности авторских Ремарок (германские языки). Автореф. канд. дисс., М., 1969. 3 T а м же, стр. 19. 4 Р. М. А х м а т о в а . Специфика горьковской ремарки. Днепропетровский г°с. университет. «Исследования по русскому языку», Днепропетровск, 1970, « р . 114. 5 T а м же, стр. 119. 391
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=