ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

r м. к. милых АВТОРСКАЯ РЕЧЬ В ПЬЕСАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Художественное произведение объединяет два речевых слоя; авторское повествование (в прозе в него включается косвенная и несобственно-прямая речь персонажей) .и речь (или мысли) персо­ нажей, данные в форме прямой речи. Соотношение этих речевых слоев резко различно в художественной прозе и в драме. В прозе преобладает авторское повествование, драма же строится на осно­ ве чередующихся реплик персонажей, данных от лица каждого говорящего, то есть в виде прямой речи. Авторская речь в пьесе необходима для того, чтобы сообщить о времени и месте действия* дать общие сведения о персонажах и по ходу действия комменти­ ровать реплики в тех случаях, когда их словесного состава недо­ статочно для понимания общей тональности высказывания, его- модальной окраски, когда важно указать мимику и жесты говоря­ щего, его действия, непосредственно связанные с речью, а также указать действия персонажей, влияющие на их взаимоотношения или необходимые для понимания складывающейся ситуации. Та­ ким образом, авторский текст в пьесе своим содержанием частич­ но сближается с авторским повествованием в прозе, но не имеет такого значения, как в прозе, воспринимается как вспомогатель­ ный по отношению к репликам персонажей. Этот факт дает осно­ вание для утверждения, что «авторского повествования в драме нет»'. Драма и проза имеют существенные различия в композиции. Прозаик по-разному может начинать произведение, может прост­ ранно описывать время и место событий, постепенно вводить дей­ ствующие лица, давать им портретные характеристики и т. д. Драматург начинает с перечня действующих лиц, кратко опреде­ ляет место и время действия, затем строит сюжет на основе вы­ сказываний персонажей. Различно и синтаксическое оформление авторского текста про­ зы и драмы. В прозе автор ведет рассказ в общем плане прошед­ шего времени, используя при этом не только глагольные формы 'Г . Л. А б р а м о в и ч . Введение в литературоведение. Изд-во «Просвете- Ние», М., 1970, стр. 59. - 389

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=