ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ные по объему, не превышающие 20 слов. У Тургенева нет таких многословных фраз в скобках, какие встречаются у Л. Толстого: «(Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, го­ воря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган георгиевские кресты, бывшие у него в кармане)» (VI—243). («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне сто верст не крюк, чтобы посе­ тить вас, многоуважаемый благодетель,— писал он,— и Анатоль мой провожает меня и едет в армию, и я надеюсь, что вы позволи­ те ему лично выразить то глубокое уважение^ которое он, подра­ жая отцу, питает к вам».)(VI—264). Ср. также: I I I—349; IV— 139, 333; V I—43; V III—304; XIV—265). Эти вставки не создают в творчестве Толстого тяжеловесности, как и вообще сложные предложения, которыми писатель широко пользуется. Следовательно, дело все в стилистическом мастерстве, а не в характере той или иной синтаксической конструкции. Довольно редко вставки в скобках состоят из различных оди­ ночных членов предложения, причем чаще выраженных формами существительных в именительном падеже с пояснительными сло­ вами или без них. Ср. у Тургенева: «...промолвил Ардалион Михайлыч (мой сосед)...» (I—278). Заметим, что в стилях демократических писателей, в особенно­ сти у Помяловского, напротив, вставки из отдельных членов пред­ ложения составляют основной структурный класс, так что и здесь видно определенное отличие стилей разных литературных школ. Ср., например, в «Очерках бурсы»: «...познакомила с майскими (розгами)»8. Разобранные материалы свидетельствуют о том, что фразы в скобках в творчестве Тургенева и Толстого являются неотъемле­ мым компонентом стиля писателей, а не представляют собой слу­ чайный факт, и также о том, что в художественной прозе середи­ ны прошлого столетия вставки не являлись признаком «дурного» стиля, а были вполне «нормальным» фактором в художественной литературе при условии их достаточной отработанности. Синтаксическое сходство вставок в творчестве Тургенева и Тол­ стого при наличии значительных смысловых отличий весьма симп­ томатично. Оно прежде всего говорит о том, что к середине XIX в. стили художественной прозы в грамматическом отношении были канонизированы гораздо больше, чем в семантическом. 8 Н. Г. П о м я л о в с к ий . Полн. собр. соч. СПб, 1912, т. II, стр. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=