ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ня новый телохранитель Марья Власьевна (это была акушерка новое, важное лицо в семейной жизни Левина)». (IX— 174). «И Маша (жена Михаила Ивановича) так же смотрит». (XIV—241). «Теперь поеду в Даниловку (наша другая деревня)». ( III—74). «Харюшкин, Митюшкин и Илья (племянник Дутлова) » (till—317). (Ср. также: 1—5, 16, 151, 383, 386; II I—203, 225; IV—760, 161 166, 280; VI—242, 254; V II— 105; V III—210, 250; 313, 327, 398: IX—256, 325; X—96, 310; X III—21, 194; XIV—50). Таковы основные семантические типы вставок в творчестве Тургенева и Толстого. Мы видим их существенное отличие. Поэто­ му можно сделать вывод, что в семантике вносных фраз в значи­ тельной мере проявляются особенности индивидуального стиля писателей. Тем не менее следует обратить внимание на то, что в семан­ тике этих вставок имеется гораздо больше сходства у Толстого и Тургенева, чем у таких художников слова, как Н. Успенский, Н. Помяловский, то есть у представителей иной литературной шко­ лы. Так, например, у Н. Успенского многие вставки в скобках - содержат экспрессивно окрашенные лексические компоненты, чего не наблюдалось в творчестве Тургенева и Толстого: «И сдернули с Наса только на ведерку (ведерки не дал, со­ бачий сын ) . . . » 7 «Я, говорит, однова ехал из Тулы, когда на шест садились куры», (дьячок стихами бесперечь говорил)» (67). «Душанчик... ангел мой (девка горячая была)» (75). У Н. Успенского фразы в скобках могут выступать в прямой речи персонажей: « — Желаю пондравиться... (кабысь между нами ничего не бы­ ло)». (80). Некоторые вставки в скобках у Успенского напоминают ре­ марки драматических произведений: « — Снохи нароют картофеля и от меня прячутся... Я сплю в клети... (Молчание)». (113). Фраза в скобках у Успенского может выражать реплику собе­ седника: «А посмотрите, как там идет хозяйство! (Голос: «Правда!)» (261). Ничего подобного нет в творчестве Тургенева и Толстого. Кро­ ме того, произведения Тургенева и Толстого отличаются от стиля писателей-демократов и количеством вставок в скобках. Так, на­ пример, в повестях Помяловского «Молотов» и «Мещанское сча­ стье» встречается только две фразы в скобках, а у Толстого и Тургенева их имеется целая серия в каждом небольшом прозаи­ ческом произведении. Все эти факты свидетельствуют о том, что даже на основании 7 Н. У с п е н с к ий . Повести, рассказы и очерки. Гослитиздат, М., 1957, стр. 65. 386

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=