ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

объективной действительности»6. Отсюда понятны и условия появ­ ления вводных и вставных компонентов: первые возникают в слу­ чае необходимости выразить отношение говорящего к высказывае­ мой мысли, вторые — для углубления содержания ее. Углубление мысли в целом, словосочетания или отдельного слова, может быть достигнуто путем пояснения, уточнения, обозначения други­ ми словами и т. п. Эти общие пути имеют четко выраженные от­ ветвления. Своеобразие языка и стиля «Севастопольских рассказов», ана­ лиз фактического материала позволяют выделить две группы вставных компонентов: 1 ) собственно-вставные и 2 ) позиционно­ вставные. Собственно-вставные — это наиболее продуктивная группа вставных компонентов в анализируемом произведении. Составляет она 2/з всего собранного материала. Вставной характер компонен­ тов этой группы определяется следующими условиями. I . Отсутствием позиционной ограниченности. Это значит, что собственно-вставные компоненты могут стоять в середине основ­ ного предложения и после него. Вставной характер их при этом не меняется. Например: « — ...Вот дайте мне только (на лицах офицеров выразилась надежда)... дайте только до конца месяца дожить — и меня здесь не будет» (Севастополь в августе 1855 г., 3, стр. 65). «В сущности же, хотя и был на перемирии, он не успел сказать там ничего очень умного, хотя ему и ужасно хотелось поговорить с французами (ведь это ужасно весело говорить с французами.)» (Севастополь в мае, 15, стр. 55). Экспериментируя, мы можем создать такие модели данных предложений, в которых вставные компоненты займут иное место по отношению к основному предложению, но от этого они не пере­ станут быть вставными, например: « —...Вот дайте мне только ...дайте только до конца месяца до­ жить (на лицах офицеров выразилась надежда) — и меня здесь не будет». «В сущности же, хотя и был на перемирии, хотя ему и ужасно хотелось поговорить с французами (ведь это ужасно весело гово­ рить с французами), он не успел сказать там ничего умного». II. Отсутствием подчинительной связи с основным предложе­ нием. Основную массу примеров составляют такие, где собствен­ но-вставные компоненты связаны с основным предложением толь­ ко по смыслу. Здесь можно говорить о нулевой степени граммати­ ческой связи вставного компонента с основным предложением. Например: «В это время перед самой ротой мгновенно вспыхнуло пламя, раздался ужаснейший треск, оглушил всю роту, и высоко в возду­ 6 А. И. С т у д н е в а. Вводные предложения в современной русской речи. Автореф. канд. дисс., М., 1968, стр. 22. 376

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=