ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Вставные предикативные единицы широко представлены в ана­ лизируемом произведении. Иногда это придаточная часть сложно­ го предложения, например: «Бруствера из туров, фигуры траншей, пушки, мимо которых он проходил, даже осколки и бомбы, на которые он спотыкался по дороге,— все это беспрестанно освещаемое огнями выстрелов, было ему хорошо знакомо» (Севастополь в августе 1855 года, 16, стр. 93). Вставным компонентом в данном примере является придаточ­ ная определительная часть, которая сообщает дополнительные све­ дения об одном из однородных членов. У Толстого нередки такие примеры, когда вставной компонент в структурном отношении представляет собой сложноподчиненное предложение, например: « — Тебе я могу рассказать — видишь ли — ведь ты был на бастионах? (Гальцин сделал знак согласия, хотя он был только ран на четвертом бастионе). Так против нашего люнета была траншея...» (Севастополь в мае, 5, стр. 32). Встречаются и сложносочиненные предложения в качестве вставных, например: «К счастью Михайлова, Калугин был в прекрасном располо­ жении духа (генерал только что поговорил с ним весьма дове­ ренно, и князь Гальцин, приехав из Петербурга, остановился у него) — он счел не унизительным подать руку штабс-капитану Михайлову...» (Севастополь в мае, 3, стр. 24). Синтаксис вставных компонентов в анализируемом произведе­ нии отличается наличием сложных предложений усложненного типа, например:' —■«Где тут отбить, когда его вся сила подошла: перебил всех наших, а сикурсу не подают.— (Солдат ошибался, потому что траншея была за ними, но это — странность, которую всякий мо­ жет заметить: — солдат, раненный в деле, всегда считает его про­ игранным и ужасно кровопролитным)» (Севастополь в мае, 7, стр. 35). Некоторые ученые (например А. Г. Руднев4, авторы учебника русского языка для педучилищ5) не выделяют вставные компонен­ ты в особую синтаксическую группу, а относят их к числу ввод­ ных. Однако вводные и вставные компоненты различны по своему значению и выполняемой функции. Отмечая это различие, А. И. Студнева пишет: «Вводные предложения остаются нейтральными к глубине основной смысловой структуры... Вставочные предложе­ ния углубляют содержание смысловой структуры высказывания, внося в нее что-то новое, неизвестное ранее сообщение о фактах 4 А. Г. Р у д н е в . Синтаксис современного русского языка, изд. 2. «Высшая школа». М., 1968, стр. 182 и сл. 5 А. М. З е м с к ий, С. Е. К р ю ч к о в , М. В. С в е т л а е в. Русский язык, ч. 2, «Просвещение», 1966, стр. 161. 375

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=