ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

функцию можно назвать сигматической3. Обращение, выполняю­ щее сигматическую функцию, принадлежит к определенному функ­ циональному ряду обращений. Это, например, обращения разных персонажей к Анне Карениной (милая моя, сударыня, ваше пре­ восходительство и т. п.). Поскольку члены функционального ряда являются сигматическими синонимами (они относятся к одному и тому же лицу), то очевидно, что выбор этих обращений автором романа зависит только от ситуаций актов коммуникаций, в кото­ рых употребляются члены функционального ряда. Отсюда второй этап ситуативного анализа заключается в вы­ явлении ситуативных факторов, определяющих выбор именно та­ кого обращения, какое мы находим в тексте романа. В предыду­ щем изложении выявлено три таких фактора: 1 ) реальные отно­ шения между собеседниками, 2 ) эмоциональные условия акта ком­ муникации и 3) социальные отношения между собеседниками. После этого была дана классификация членов функциональных рядов в зависимости от отношения к этим факторам. На этом соб­ ственно ситуативный характер обращений заканчивается. Однако полученные результаты, если их обобщить, могут служить еще для характеристики индивидуального стиля писателя. В связи с этим говорилось об особенностях использования обращений Л. Н. Тол­ стым в романе «Анна Каренина». Для чего нужен ситуативный анализ? Он является необходи­ мым дополнением грамматического анализа. Без ситуативного анализа полностью остается без ответа вопрос, почему говорящие пользуются разными средствами выражения для обозначения одного явления. В связи с этим за последние годы в лингвистике постепенно оформляется идея о необходимости, помимо синтакси­ ческих моделей языка (модель НС, трансформационная модель), особых ситуационных моделей4. В статье сделана попытка рассмотреть конкретное языковое явление, каким является обращение, в этом новом — ситуативном аспекте. 3 Г е о р г Кл а у с . Сила слова. М., Изд-во «Прогресс», 1967, стр. 15. 4 См.: В. Г. Га к. О моделях языкового синтеза. «Иностранные языки в школе», 1969, № 4, стр. 16— 17. 13*

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=