ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
функцию можно назвать сигматической3. Обращение, выполняю щее сигматическую функцию, принадлежит к определенному функ циональному ряду обращений. Это, например, обращения разных персонажей к Анне Карениной (милая моя, сударыня, ваше пре восходительство и т. п.). Поскольку члены функционального ряда являются сигматическими синонимами (они относятся к одному и тому же лицу), то очевидно, что выбор этих обращений автором романа зависит только от ситуаций актов коммуникаций, в кото рых употребляются члены функционального ряда. Отсюда второй этап ситуативного анализа заключается в вы явлении ситуативных факторов, определяющих выбор именно та кого обращения, какое мы находим в тексте романа. В предыду щем изложении выявлено три таких фактора: 1 ) реальные отно шения между собеседниками, 2 ) эмоциональные условия акта ком муникации и 3) социальные отношения между собеседниками. После этого была дана классификация членов функциональных рядов в зависимости от отношения к этим факторам. На этом соб ственно ситуативный характер обращений заканчивается. Однако полученные результаты, если их обобщить, могут служить еще для характеристики индивидуального стиля писателя. В связи с этим говорилось об особенностях использования обращений Л. Н. Тол стым в романе «Анна Каренина». Для чего нужен ситуативный анализ? Он является необходи мым дополнением грамматического анализа. Без ситуативного анализа полностью остается без ответа вопрос, почему говорящие пользуются разными средствами выражения для обозначения одного явления. В связи с этим за последние годы в лингвистике постепенно оформляется идея о необходимости, помимо синтакси ческих моделей языка (модель НС, трансформационная модель), особых ситуационных моделей4. В статье сделана попытка рассмотреть конкретное языковое явление, каким является обращение, в этом новом — ситуативном аспекте. 3 Г е о р г Кл а у с . Сила слова. М., Изд-во «Прогресс», 1967, стр. 15. 4 См.: В. Г. Га к. О моделях языкового синтеза. «Иностранные языки в школе», 1969, № 4, стр. 16— 17. 13*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=