ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

быть выражен у Толстого не только прилагательным или прича­ стием (подобный пример уже приводился — см. VIII, 31), но и существительным: «Еще очень хотелось ему поцеловать образок \\итрофания, благословение покойницы матушки и в который он имел особенную веру...» (II, 114). В таком построении фразы есть особая стилистическая заданность, оправдывающая употребление этой устаревшей, «неправильной» конструкции не только у Тол­ стого, но иногда и в наши дни: присоединение придаточного по­ средством союза и повышает смысловую нагрузку второго опре­ деления и тем усиливает смысл всего высказывания. Если пере­ делать фразу так: «..есть все-таки учреждение очень важное, кото­ рое необходимо...», то исчезнет это усиление, подчеркивание смысла. б) «Про эпизод же с Катюшей, что он мог подумать жениться на ней, княгиня мать не могла подумать без ужаса» (XI, 55). Такое построение фразы сокращает ее и вместе с тем прибли­ жает к «смещенной» конструкции и тем создает непринужденно­ разговорную манеру речи. Итак, «разнотипность» построения конструкции также имеет у Толстого определенную стилистическую заданность: усиливает смысл сказанного .и делает более краткой форму его выражения. * * * Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы: 1. Толстой употребляет разнообразные типы «неправильных» конструкций сложного (главным образом сложноподчиненного) предложения, причем частотность их употребления, будучи доста­ точно большой уже в ранний период творчества, вдвое вырастает с годами, что говорит не о случайном, а о сознательном употреб­ лении таких конструкций. 2. «Неправильные» конструкции, употребляемые Толстым, в подавляющем большинстве своем связаны с влиянием разговорной речи. 3. Сфера употребления «неправильных» конструкций — преиму­ щественно авторская речь. 4. Сознательно допуская синтаксические «неправильности», Толстой оправдывает их употребление стилистической заданно- стью. Можно говорить о трех стилистических функциях, выполняе­ мых «неправильными» конструкциями в произведениях Толстого: а) адекватно точная передача, а часто иусиление логики течения мысли и вместе с тем повышение убедительности изложения; б) создание безыскусственно-разговорной манеры речи; в) обеспечение более краткого изложения мысли. 5. Нет достаточных оснований считать «неправильности» син­ таксиса особенностью индивидуального стиля Толстого, но можно считать их употребление одним из языковых приемов создания характерной черты толстовского стиля — предельной безыскус­ ственности и правдивости повествования. 365

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=