ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
быть выражен у Толстого не только прилагательным или прича стием (подобный пример уже приводился — см. VIII, 31), но и существительным: «Еще очень хотелось ему поцеловать образок \\итрофания, благословение покойницы матушки и в который он имел особенную веру...» (II, 114). В таком построении фразы есть особая стилистическая заданность, оправдывающая употребление этой устаревшей, «неправильной» конструкции не только у Тол стого, но иногда и в наши дни: присоединение придаточного по средством союза и повышает смысловую нагрузку второго опре деления и тем усиливает смысл всего высказывания. Если пере делать фразу так: «..есть все-таки учреждение очень важное, кото рое необходимо...», то исчезнет это усиление, подчеркивание смысла. б) «Про эпизод же с Катюшей, что он мог подумать жениться на ней, княгиня мать не могла подумать без ужаса» (XI, 55). Такое построение фразы сокращает ее и вместе с тем прибли жает к «смещенной» конструкции и тем создает непринужденно разговорную манеру речи. Итак, «разнотипность» построения конструкции также имеет у Толстого определенную стилистическую заданность: усиливает смысл сказанного .и делает более краткой форму его выражения. * * * Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы: 1. Толстой употребляет разнообразные типы «неправильных» конструкций сложного (главным образом сложноподчиненного) предложения, причем частотность их употребления, будучи доста точно большой уже в ранний период творчества, вдвое вырастает с годами, что говорит не о случайном, а о сознательном употреб лении таких конструкций. 2. «Неправильные» конструкции, употребляемые Толстым, в подавляющем большинстве своем связаны с влиянием разговорной речи. 3. Сфера употребления «неправильных» конструкций — преиму щественно авторская речь. 4. Сознательно допуская синтаксические «неправильности», Толстой оправдывает их употребление стилистической заданно- стью. Можно говорить о трех стилистических функциях, выполняе мых «неправильными» конструкциями в произведениях Толстого: а) адекватно точная передача, а часто иусиление логики течения мысли и вместе с тем повышение убедительности изложения; б) создание безыскусственно-разговорной манеры речи; в) обеспечение более краткого изложения мысли. 5. Нет достаточных оснований считать «неправильности» син таксиса особенностью индивидуального стиля Толстого, но можно считать их употребление одним из языковых приемов создания характерной черты толстовского стиля — предельной безыскус ственности и правдивости повествования. 365
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=