ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ния, в которой шло то дело, о котором гоьирил представительный господин присяжным...» (XI, 29). Ср.:... в которой шло дело, о котором говорил...— подчеркивание отсутствует, если опустить местоимение то. «Ему все хотелось не верить в то, что то, что было перед ним, было его дело» (XI, 96). «Советники знали, что это значило то, что он слушает теперь говорящий ему голос пророка, указывающий го, что должно быть -сделано» (XII, 320). Ср. видоизмененные конструкции (с опущением то): ...хотелось не верить, что то, что было перед ним... ...знали, что это значило, что он слушает... голос пророка, ука­ зывающий ему, что должно быть сделано. Опущение одного из двух указательных то, а в особенности — обоих то ослабляет силу .логического воздействия, которая создается употреблением (осо­ бенно двойным употреблением) указательных слов. Здесь уже иное стилистическое задание, чем в первом примере: особенно под­ черкнуть, усилить логику мысли. в) Включение придаточных, усиленное и развитое сопутствую­ щим ему параллельным подчинением. Этот прием построения от­ мечен только для придаточных с союзом что. Примеры: «И люди в звездах и золоченых мундирах так восхваляли его .за это, что он искренно верил, что он великий человек и что жизнь •его была великим благом для человечества...» (XII, 427). «Председатель... энал очень хорошо, что прочтение этой бумаги не может иметь никакого другого следствия, как только скуку и отдаление времени обеда, и что товарищ прокурора требует этого чтения только потому, что он знает, что имеет право потребовать этого...» (XI, 76). Стилистическое задание такого сочетания последовательного подчинения (с двойным и даже тройным повторением союза что) и параллельного подчинения— не только усилить логику мысли, но и придать мысли особую развернутость, логическую обоснован ность. Наряду с этими тремя приемами синтаксического построения рассматриваемых моделей встретился единичный, но очень инте­ ресный случай объединения двух моделей— первой и третьей— в одну синтаксическую конструкцию: «Поступая в монахи, он показывал, что презирает все то, что казалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей, которым он прежде завидо­ вал» (XII, 58). Параллелизм построения, соединенный с повторением указа­ тельных слов тот, такой, создает особенно сильное выражение той логики мысли, которая характерна для обеих сочетающихся здесь моделей, так как здесь происходит как бы удвоение конструкции. Проведенный анализ показывает, что употребление такой «не­ 362

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=