ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

«неправильности» речи, проанализируем те типы «неправильных»- конструкций, которые: а) представляют собой наиболее несомнен­ ные проявления синтаксической недостаточности речевой нормы, б) дают наибольшее разнообразие синтаксических моделей. Таки­ ми являются первые три типа: 1 ) нагромождение, 2 ) смещение, 3 ) разнотипность. II. Нагромождение. Нагромождение последовательно подчиненных придаточных предложений с повторением одних и тех же союзов очень харак­ терно для толстовского синтаксиса. Совершенно нельзя согласить­ ся с Л. А. Булаховским 16, который считает, что подобные конст­ рукции объясняются «скорее всего авторским недосмотром»; прав­ да, он признает, что «в произношении делает более приемлемыми некоторые подобные скопления разный характер тонирования от­ дельных частей», и приводит при этом примеры из художествен­ ной литературы (в том числе и из произведений Толстого). Несомненно, что в произведениях Толстого мы имеем дело не только с частным, но и с совершенно сознательным употреблением этой конструкции. Можмо выделить три модели этого синтаксиче­ ского построения, которое представляет собой последовательное включение .придаточных в единую синтаксическую цепь: а) с двойным повторением союза что, б) с тройным повторением сою­ за что, в) с двойным повторением союзного слова который. Пер­ вая модель наиболее употребительна: она употребляется в 9 раз чаще, чем вторая и третья модели. Однако в этих трех синтакси­ ческих моделях есть сходные приемы построения, выполняющие определенные стилистические задания. Таких приемов три. а) Простое включение придаточных, без их выделения и под­ черкивания. Примеры: «Он отвечал ей, что теперь он может признаться ей, что мечты его были о том, чтобы назвать ее своей женой (XII, 411). Нехлю­ дов видел то, что княгиня Софья Васильевна среди разговора с беспокойством смотрела на окно, через которое до нее начинал до­ ходить косой луч солнца, который мог слишком ярко осветить ее старость» (XI, 105). Стилистическое задание здесь — адекватно точно передать ло­ гическое течение мысли. б) Особое выделение, подчеркивание одного из придаточных (а иногда даже двух придаточных). Грамматический способ такого подчеркивания — употребление указательного местоимения то (один раз или два раза). Примеры: «Улыбка эта как будто сказала ему, что то, что он делает,— ДУрно» (XI, 67). «Больше всего народа было около залы гражданского отделе­ 16 Л. А. Б у л а х о в с к и й . Курс русского литературного языка, т. I, етр. 407—408. 361

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=